Найти тему
Томская неделя

Нельзя строить кампус на левом берегу Томи в зоне затопления!

Оглавление

Для того чтобы всерьез рассуждать о проекте строительства большого студенческого кампуса на левобережье, для начала нужно построить третий мост через Томь и довести до ума проект с левобережной дорогой

В начале декабря областные власти приняли решение использовать под строительство большого университетского кампуса муниципальную землю на левом берегу Томи. Как заявил губернатор Сергей Жвачкин, «кампус будет иметь томскую прописку, а не находиться в Томском районе на землях сельхозназначения». Оказалось, что муниципальная земля, на которой планируется строить межуниверситетский кампус, располагается напротив мкр. Северный парк, только на другой стороне, ближе к реке Томи. В связи с принятым решением возникает огромное количество вопросов к тем, кто его принимал. А что делать с транспортными развязками, ведь уже сейчас в часы пик на Шегарской трассе образуются большие пробки? Как быть с проектом строительства третьего моста через Томь, ведь он теперь будет жизненно необходим для того, чтобы разгрузить основные транспортные артерии города? И наконец, самое главное — кампус планируется построить рядом с р. Томь, в зоне затопления и подтопления, чего по законодательству делать категорически нельзя. И весь кампус может уйти под воду, если не будет построена многомиллиардная дамба. Почему чиновники не думают либо умалчивают об этом?

Маниловщина чистой воды!

Давно известно, что власти региона хотят построить на левобережье Томи студенческий кампус для всех шести вузов. Чиновники грезят этим проектом только потому, что его реализация потребует 32 млрд рублей. Есть где разгуляться! Огромное поле для откатов и распилов! Сколько денег можно рассовать по своим карманам! Правительство в лице премьера Михаила Мишустина уже пообещало, что выделит региону 18 млрд. Оставшуюся часть денег власти собираются привлечь за счет инвесторов.

Удивляет и скорость реализация проекта — документацию планируется разработать к 2023 г., а построить кампус рассчитывают до конца 2024-го. Это просто маниловщина какая-то в чистом виде! А ведь глава региона Жвачкин мечтает еще построить на левому берегу Томи новый стадион для футбольного клуба «Томь», стоимость которого составляет порядка 10 млрд рублей. В современных реалиях это просто утопия!

-2

Уже сейчас многие здравые люди, эксперты, депутаты говорят о серьезных рисках и подводных камнях реализации этого мегапроекта. Они прямо говорят, что эта идея достаточно опасна для будущего Томска. При этом проект студенческого городка на левом берегу не представлен не только общественности, но и даже городским и областным депутатам!

В чем же опасность и риски реализации этого маниловщинского проекта? Во-первых, проект может быть не завершен в полной мере. Федерация финансирует только часть проекта. Недостающие средства должен искать губернатор. Не факт, что найдет. Может получиться так же, как с левобережной дорогой — федерация дала 2 млрд рублей, а область и город не смогли найти недостающие 700 млн рублей, чтобы завершить проект. Есть огромный риск получить «недострой».

-3

Во-вторых, студенты, большинство из которых иногородние, должны вливаться не в кампус, а в город.

В-третьих, транспортная логистика. У Томска сейчас есть один мост. Он уже невероятно перегружен. Мкр. Северный Парк уже «кричит» о том, что есть огромные проблемы с движением. Сейчас строится новый район «Северный парк-2». Как 10 000 студентов будут въезжать в город и выезжать? На чем? Ведь, когда директор томского филиала «Сибмоста» Василий Музалев поднимал в областной думе этот вопрос, губернатор С. Жвачкин прямо сказал: «Новый мост и левобережная дорога не понадобится Томску еще 50-100 лет. Пока я губернатор, деньги из бюджета на строительство третьего моста и левобережной дороги выделятся не будут»! Крайне недальновидная позиция! Это позиция не чиновника-государственника, а временщика!

В-четвертых, кампус планируется построить рядом с р. Томь, в зоне затопления и подтопления, чего по законодательству делать категорически нельзя. И весь кампус может уйти под воду, если не будет построена дамба стоимостью свыше 10 млрд рублей. Никто на ее строительство таких денег не даст! О чем думают томские чиновники?

-4

Бюджетные миллиарды потратили зря?

Известно, что губернатор С. Жвачкин своим личным волюнтаристским решением в 2012-2013 гг. зарубил проект по строительству объездной левобережной дороги, хотя на тот момент на нее было затрачено почти 2 млрд рублей. Это бюджетные федеральные деньги! И осталось совсем немного сделать, всего 20-30% от общего объема, чтобы завершить работы. Но с тех пор дорога так и остается недостроенная, в заброшенном состоянии. И все благодаря недальновидной позиции губернатора, который посчитал, что левобережная дорога региону и городу не нужна.

Разве это рачительное отношение к бюджетным средствам, разве это государев подход, ведь они уже были затрачены? Это какое-то самодурство, на мой взгляд. А эта дорога на самом деле нужна многим, она бы стала дублером пр. Ленина, объездной дорогой от старого Коммунального моста к новому. Очень бы пригодилась дачникам, садоводам, у которых дачные участки расположены на левом берегу Томи.

Сейчас областные власти решили строить студенческий университетский кампус на левом берегу Томи, и эта дорога тем более пригодилась бы. Она разгрузила бы центр города и Шегарскую трассу, которая начинается после съезда с коммунального моста через Томь. Но бросили дорожную стройку на полпути, и теперь дорогу растаскивают, разворовывают, и придется вложить гораздо больше средств, чтобы ее в перспективе довести до завершения, достроить, ввести в эксплуатацию. А ведь построили мосты, произвели отсыпку землей, уложили сверху сетки, чтобы ее не размывало. Уложили дорожную «одежду», оставалось, в принципе, только положить асфальт. Но этого не сделали! Как так можно было недальновидно поступить?

Зато решили обустроить берег Ушайки, делали это 5 или 6 лет, а в результате заковали в гранит берег реки, хотя, по сути, там нужно было сделать небольшое благоустройство, озеленение, освещение и отсыпку пешеходных дорожек сверху вниз до реки. А саму реку до сих пор не почистили, и до сих пор оттуда на многих участках доносится неприятный запах канализации. Затратили на это «благоустройство» Ушайки 1 млрд рублей. За эти средства можно было достроить дорогу на левом берегу Томи! Она связывала бы Томск и Северск, в случае ЧП по ней можно было бы проводить эвакуацию населения из Северска при непредвиденных обстоятельствах. Не дай бог, что случится.

-5

Недальновидное решение

Об окончании строительства левобережной трассы давно мечтают члены садоводческих товариществ «Бурундук» и «Коммунальщик». Сейчас владельцы садовых участков ездят на своем автотранспорте через с. Тимирязево, а если бы левобережная дорога была бы введена в строй, они бы ехали в объезд села напрямую к своим дачным участкам. Если была ба построена дорога и развязка около Берлинки, то путь для дачников и садоводов к своим дачам был бы гораздо короче.

Сейчас едет вереница транспорта на Семейкин остров, на пляж в Тимирязевское. Вот тут объездная дорога очень пригодилась бы. Чтобы, не заезжая в Тимирязево, кратчайшим путем проехать от Берлинки. А главное — меньше транспорта проходило бы в таком случае через Тимирязево, где дороги из-за этого серьезно разрушаются.

Уже сейчас ощущается, что старая дорога до коммунального моста со стороны Тимирязево — Шегарская трасса (Шегарский тракт) явно не справляется с резко возросшим количеством автотранспорта. Надо дорогу расширять от Коммунального моста до Берлинки, но как это сделать? Ведь в связи со строительством нового огромного жилого мкр. Северный парк и Левобережный образуются пробки, а строительство там будет продолжаться, будут строиться новые микрорайоны, а значит, автомобильные пробки от Тимирязево по Шегарскому тракту будут еще больше. Естественно, что старая узкая дорога явно не справляется с таким транспортным потоком. В результате здесь образуются дорожные пробки, чаще случаются ДТП, что еще больше тормозит движение и нервирует людей.

-6

Увы, ни о расширении существующего участка Шегарской трассы (от Тимирязево до Коммунального моста), ни о достройке левобережной дороги, которая в свое время была сделана на 80 %, ни о строительстве третьего моста через р. Томь (его планировалось построит в районе «Томских мельниц») ничего не слышно. Разве можно так недальновидно и наплевательски относиться к развитию города и к нуждам томичей?

Хочется сказать следующее и через газету обратиться к областным властям, к губернатору и его команде. Оставьте добрый след на томской земле, сделайте хоть что-то хорошее для жителей города и области. Достройте хотя бы левобережную дорогу и спроектируйте третий мост через Томь для удобства всех томичей.

Фото с сайта ТВ2

Иван Бычихин

ветеран МВД, инвалид по службе,

член Совета Общественной организации «Дети войны» г. Томска,

член Общественного Совета при

Управлении Росздравнадзора по Томской области