Найти тему
Bellalavanda

Обмануть невесту не трудно

«Мы женаты!» - утверждала одна сторона. «Ничего подобного!» - настаивала другая.

Женаты или не женаты, казалось бы, это простой вопрос. Однако английские средневековые суды без устали снова и снова разбирали очередные жалобы юных дев, а иногда и вполне самостоятельных молодых и не очень людей.

Основная проблема заключалась в том, что в средневековой Англии не существовало ЗАГСов, свидетельства о браке не выдавали, а церковные записи велись не всегда и не везде.

Более того, не все молодожены шли в церковь, ведь по английской традиции, достаточно произнести при свидетелях: «Беру тебя в жены, беру тебя в мужья», и вопрос решен. Только в XVI веке государственные органы власти задались этим вопросом всерьез и попытались каким-то образом формализовать процедуру бракосочетания.

Итак, произнесенного вслух при свидетелях желания считаться мужем и женой было вполне достаточно. После этого пара могла начинать жить вместе. Но часто к таким скорым «свадьбам» прибегали те, кто хотел сохранить отношения в тайне, например если родственники были против, или если одна сторона была не совсем честна с другой. Обмануть невесту было не трудно.

Формулировка очень важна! Потому что если молодой человек произнес: «Обещаю быть тебе мужем», это может означать не заключение брачной клятвы, а преконтракт, помолвку. А как же доказать серьезность намерений? Как наивной девушке отличить, действительно ли она теперь жена или ее обманули.

-2

В качестве доказательства серьезности намерений могли выступать письма и даже подарки. Особенно, если молодой человек передавал девушке кошель с деньгами, не важно в подарок или на хранение. Таким образом он признавал ее хозяйкой, хранительницей семейного бюджета.

Этим пользовались и мошенники. Например, однажды некий аферист-трактирщик практически похитил дочь зажиточного купца, запер на целую ночь в комнате на втором этаже, а на утро его сын должен был вручить ей монету. Если бы девушка эту монету взяла, ничего бы ей не оставалось, как выйти замуж за сына трактирщика, передать свое приданое в руки этих нечестных людей и горевать долгие годы. История закончилась хорошо для девушки, ее спасли.

Среди подарков, доказывающих серьезность намерений были предметы одежды и, безоговорочное доказательство - предметов белья, такие как чулки или нательная рубашка.

Если у стороны, желающей доказать, что брак действительный, были письма, где черным по белому было бы написано – жена моя, муж мой, любимый мой, скорее бы вернуться в наш дом, и т.д. – дело считалось совершенно доказанным. Называл эту девушку своей женой? Значит изволь заботиться о ней до конца жизни. Без обмана!

-3

В общем-то, такая путаница приводила к довольно курьезным случаям.

Например, некая Элис была крайне недовольна своим мужем и договорилась со знакомым, чтобы он поклялся, что у них был преконтракт, заплатив ему 5 шиллингов. Суд признал брак Элис и ее мужа недействительным. Но через некоторое время Элис …передумала. Она пожила одна и ей не понравилось, а муж уже казался не таким уж и ужасным. Тогда она снова пошла в суд и объявила, что соврала, а прежнее решение на этом основании нужно отменить.

К сожалению, брачная путаница приводила порой к весьма печальным последствиям на государственном уровне.

кадр из сериала "Белая королева"
кадр из сериала "Белая королева"

Король Эдуард IV тайно женился на Елизавете Вудвилл и, очевидно, считал ее своей законной женой, а их многочисленных детей – наследниками короны. Правда его Величество предпочел забыть, что за пару лет до встречи с Елизаветой, уже тайно женился на другой английской леди. Элеонора Талбот не выдвигала никаких претензий, ее вполне устраивали регулярные выплаты из королевской казны. Так что вопрос, казалось бы, был решен. Но после смерти Эдуарда, появился священник, заявивший, что его сыновья и дочери не являются законными наследниками. Все это было очень неприятно для страны и привело к новому витку Войны Роз. А все потому, что один очень влюбленный король обманул невесту...

Воспользовался такой лазейкой в законодательстве и король Генрих VIII, когда ему необходимо было признать недействительным брак с Анной Клевской. Тогда причиной стало существование преконтракта между Анной и герцогом Лотарингским. Герцог к этому моменту был счастливо женат, но это не никого не интересовало, поскольку документа о расторжении помолвки не существовало.

При всем при этом, уже с XIII века существовал список действий, необходимых для признания брака законным. Но на практике, мало кто следовал «правильным» традициям, а случаи, когда жената пара или нет, нужно было доказывать в суде, только множились.

Подписывайтесь на мой канал об истории, чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки!