Есть такая наука - почвоведение. По названию можно понять, что лежит в её компетенции. Учёные-почвоведы изучают состав, свойства, происхождение, распространение, использование и деградацию самых разных видов почв нашей планеты. Но как почвоведение связано с основной темой нашего канала - палеонтологией? Очень просто. Палеонтология изучает не только ископаемых животных, но и древние растения. А нельзя заниматься ботаникой, не имея представлений о почвах, в которых произрастают объекты изучения.
Палеопочвы дают очень много информации о растительности, потому что часто непосредственно в палеопочвенном профиле сохраняются корни ископаемых растений. Бывает так, что эти корни имеют анатомическую сохранность, что очень важно. По ним можно установить и таксономическую принадлежность материнских растений. Таким образом, можно получить представление об исходной растительности, основываясь даже не на классическом растительном остатке — листьях, побеге, — а исходя из строения корневых остатков.
Кроме этого, строение палеопочв позволяет восстановить, реконструировать климатические особенности того времени, когда образовывался данный почвенный профиль. Причём, если нам удаётся найти прямой или косвенный аналог среди современных почв, то тогда, экстраполируя климатические условия, в которых закладываются современные почвы данного типа, на ископаемые почвы, мы можем составить довольно подробное представление о древнем климате, с разными оговорками, естественно. Но, тем не менее, есть признаки, которые работают абсолютно безошибочно. В некоторых случаях, мы можем установить даже среднегодовую температуру или среднегодовое количество осадков для таких отдаленных от современности интервалов земной истории как конец палеозойской эры.
Осадконакопление на поверхности земного шара происходит очень неравномерно. Есть (и, разумеется, были раньше) области, где осадочные породы не накапливаются. В пределах таких областей, тем не менее, произрастают растения, живут другие организмы, взаимодействующие с субстратом. Начинается почвообразование. В этом процессе участвуют и бактерии, лишайники, но в большинстве случаев в конечном итоге на субстрате поселяются высшие растения. Они проникают в субстрат своими корнями, формируют новые экологические ниши для почвенной инфауны — тех организмов, которые живут непосредственно внутри почвы, внутри гумусированного горизонта, а иногда проникают и глубже.
К сожалению, так сложилось исторически, что почвоведы занимаются преимущественно современными почвами. Сейчас эта тенденция несколько меняется: появляются специалисты, которые имеют почвоведческое образование и начинают заниматься ископаемыми почвами достаточно древнего возраста. Палеопочвы четвертичного периода изучаются достаточно широко и в течение довольно долгого времени. Однако дочетвертичные палеопочвы являются предметом специальных исследований только в последние десятки лет, и работ по ним пока еще очень мало — особенно по тем, которые, как уже выяснено, присутствуют в пределах России.
У каждого специалиста есть круг вопросов, которыми он занимается профессионально. Классический палеоботаник исследует морфологию и систематику ископаемых растений. Стратиграф занимается изучением и корреляцией древних отложений, литолог — вещественным составом этих отложений. Классический почвовед изучает современные почвы. Изучение палеопочв находится на стыке этих дисциплин и требует подключения специалистов из разных областей.
Известный российский палеонтолог - Сергей Наугольных - со своими коллегами занимается поиском и первичной инвентаризацией дочетвертичных палеопочв, которые встречаются в отложениях разного возраста в пределах Европейской части России. Найдены пермские палеопочвы, и уже было опубликовано несколько работ, посвященных этим интересным образованиям. Обнаружены триасовые и юрские палеопочвы, на Кавказе — меловые, причём они связаны с местонахождением следов динозавров в этом регионе. Это очень интересный феномен, и результаты тоже частично опубликованы. Но есть и более древние, допермские палеопочвы: известны каменноугольные, а нам удалось обнаружить ископаемые почвы и девонского возраста.
Одна из таких палеопочв недавно найдена на берегу Онежского озера, в пределах известного геологического памятника — Андомской горы. Там обнажены достаточно мощные толщи девонского возраста, среди которых есть несколько горизонтов, имеющих совершенно отчетливую палеопочвенную природу. Кроме этого, палеоботаником из Санкт-Петербурга С. М. Снигиревским там были найдены ископаемые остатки высших растений: окаменевшие стволы древних растений из группы Progymnospermopsida. Таким образом, в пределах данного региона в девонское время существовала растительность и образовывались палеопочвы, которые стали средой обитания почвенной инфауны.
Открытие древнейших палеопочв — раннепалеозойских, среднепалеозойских (девонских), а есть большая надежда, что уже обнаружен и палеопочвенный профиль ордовикского возраста, — это, конечно, значимый результат. Дальше дело за детальным изучением.
А на этом всё! Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь публикацией в соцсетях, не забывайте заходить на вики и к нашему другу - Упоротому Палеонтологу! Особая благодарность тем, кто пожертвовал нам на развитие проекта, мы это очень ценим!
Также предлагаем вам оценить ещё один канал, созданный вторым редактором Вымершие животные вики, посвящённый различным мифам и легендам, древним и современным.
#палеонтология #ботаника #учёные #наука #исследования #растения