По его авторской методике в 1920-е годы перевоспитывали беспризорников и малолетних преступников. А ЮНЕСКО в 1988 году признала Макаренко - наряду с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори - одним из самых выдающихся педагогов мира.
Ничто не предвещало, что этот тихий болезненный мальчик станет великим педагогом. Антон Макаренко родился недоношенным в 1888 году. Его отец - рабочий железнодорожных мастерских, мама - дочь мелкого чиновника. Семья была многодетной: помимо Антона три сестры и младший брат, который позднее стал основным источником информации о Макаренко.
Виталий в своей книге будет вспоминать про брата: «Если для нас жизнь раскрывалась как чудесное видение, то для Антона его детские годы представляли почти непрерывную цепь физических страданий».
Антон жил в своем, книжном мире. Он мало интересовался домашними делами, у него не было друзей во дворе - сверстники часто издевались над близоруким и неуклюжим ребенком.
После школы Макаренко поступил Макаренко в Крюковское железнодорожное училище, а в 17 лет начал там преподавать. При этом дома он по-прежнему держался отстраненно, угрюмо, все свое время проводя с книгами.
Уже в молодости Макаренко презирал институт семьи - в таком формате, в каком он существовал в дореволюционной России. Педагог было уверен: рожать детей - просто преступно.
« <...> Никто так не портит нравственно детей, как семья, где ни отец, ни мать не имеют никакого понятия о воспитании, что не мешает отцу на каждом шагу кричать о том, что он - «глава семьи». Другой народит 10 душ детей и потом издевается над ними и над женой - деньги пропивает, жену бьет, дети голодают, но он продолжает требовать повиновения и повторяет, что он в семье «начальник». О каком воспитании можно говорить в подобных случаях, а в нашем отечестве это явление заурядное».
Кстати, своих детей у Макаренко так и не было, хотя педагог был, по воспоминаниям, весьма любвеобилен. В 20 лет у него начались отношения с женой священника, за что отец выгнал Антона из дома.
Макаренко несколько раз порывался жениться, делал предложения, но получал отказ. В итоге, в официальный брак он вступил, когда ему было уже за 40. Его супругой стала 44-летняя инспектор Наркомпросвещения Галина Салько. У женщины уже был сын Лев, которого Макаренко воспитал как родного.
А еще Антон Семенович удочерил маленькую Олимпиаду - дочку родного брата. Виталий стал белогвардейским офицером и в 1920-м вынужден был бежать за границу, оставив на родине беременную жену. Кстати, внуки Макаренко - актриса Екатерина Васильева и режиссер Антон Васильев долгое время были уверены, что педагог - их родной дед.
***
Педагогический расцвет Макаренко пришелся на 1920-е годы. Тогда, после Первой мировой войны и двух революций, в России появилось более 7 000 000 беспризорников, которые стали огромной, в том числе криминальной проблемой. Тогда начали срочно создавать детские дома для «морально дефективных детей». Руководить одним из таких, позднее переименованном в колонию им. Горького, поставили Макаренко, который начал свой путь с того, что категорически отказался называть беспризорников дефективными. Он говорил, что таких детей не бывает, есть лишь дефективное к ним отношение.
Описывать путь, который прошел педагог, чтобы перевоспитать этих ребят, сделать из запущенных парней цельных личностей, очень сложно. Он занял не один год. Подробно об этом Макаренко позднее напишет в своей «Педагогической поэме», которую после его смерти перевели на 36 языков. Его концепция коллективного воспитания, которую в Союзе то превозносили, то критиковали, была очень хорошо принята в западных странах.
Кстати, в Союзе основным критиком Макаренко была Надежда Крупская. Она считала его систему воспитания «несоветской» и пеняла, что «учебнику политграмоты в колонии предпочитали драмкружок». В конце 1920-х его систему, по сути, запретили, хотя по факту по ней продолжали жить и работать.
Так какие они, основные принципы педагогики Макаренко
Дети должны расти в коллективе
Макаренко был уверен: общая цель и общая деятельность - залог успешного воспитания. Это его основная идея - воспитание посредством коллектива. Но при этом коллектив должен быть не случайной толпой, а осознанным объединением, которое создано для достижения этой общей цели.
Педагог говорил: коллективизм - это солидарность человека с обществом. С детства нужно уметь работать в коллективе, знать, что такое взаимовыручка, участвовать в коллективных занятиях, а также уметь нести ответственность за товарищей, уметь и приказать, и подчиниться, принять коллективные традиции, как свои и понимать, что свои интересы возможно придется поставить ниже коллективных.
Кстати, частью коллективного воспитания Антон Семенович считал детское самоуправление.
«Каждый ребенок должен включаться в систему реальной ответственности и в роли командира, и в роли рядового», - писал педагог.
Трудотерапия – один из ключевых инструментов воспитания в коллективе
За это Макаренко очень много критиковали, но он был уверен: основа воспитания - раннее включение детей в производительный труд. Такой, который принесет пользу коллективу, обществу и самому ребенку.
В коммунах Макаренко дети работали по 4 часа в сутки. У них были производственные мастерские, потом - построен собственный завод. Колонисты производили электродрели, затем перешли на производство фотоаппаратов. Колония была на самоокупаемости, а воспитанники получали не только профессию, но и зарплату. Так происходило становление личности.
Три кита: дисциплина, режим, поощрения и наказания
Антон Семенович считал, что если жизнь ребенка будет подчинена определенной системе, хорошо организована, то ему будет просто некогда заниматься глупостями. Дисциплина требовалась в первую очередь от коллектива - если кто-то выбивался из него, это считалось нарушением.
«Наша задача воспитывать правильные привычки, такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы так привыкли»
Макаренко видел формирование таких привычек в строгих правилах и ритуалах - от формы одежды до строевого шага. А еще он выступал за правильно организованную систему поощрений и наказаний. Но наказание в его понимании было не физическим и даже не моральным. Наказанием педагог понимал нравственные переживания ребенка за то, что его поведение осудил коллектив.
Родители должны подавать личный пример
Макаренко считал, что семейное воспитание тоже очень важно. Но не такое, какое было до революции. По его мнению, родители должны были подавать детям личный пример своим поведением, поступками, отношением к труду, к людям. Должны быть авторитетом для своих детей. Об этом он писал в своей «Книге для родителей».