Хотя я не могу сказать, что категорически против. Скорее, меня не устраивает то, как это все реализуется.
В целом я за то, чтобы масс-маркет говорил, как модная индустрия пагубно влияет на экологию. Ну и, конечно, за то, чтобы ритейлеры-гиганты что-то делали в этом направлении.
И они вроде бы делают. Красиво говорят о политике устойчивого развития, рассказывают как внедряют экологичные материалы в коллекции, призывают своих покупателей быть более осознанными.
Что здесь меня не устраивает, спросите вы. Делают же что-то, вот и молодцы.
Но мне лично кажется, что громких лозунгов в итоге гораздо больше, чем каких-то положительных изменений.
Возможно, вы заметили, что теперь во многих магазинах одежды можно заметить зеленые этикетки. На одних написано "Мы заботимся о планете", на других - "Мы берем на себя ответственность", и так далее. Помимо этого, повсюду много призывов все это купить, и внести свою лепту в "сохранение" планеты.
Тут я закатываю глаза поглубже и горько вздыхаю, ибо для меня все это ни что иное, как агрессивный маркетинг и поощрение потребительства.
Ну, во-первых, самая экологичная вещь — это та, что УЖЕ в вашем шкафу. Покупка новой одежды не сделает никого экологичнее. Я не говорю, что покупать новое плохо, вовсе нет. Но лучше это делать, когда покупка действительно необходима. Да даже если вещь понравилась и вы знаете, что будете в ней чувствовать себя превосходно - этот мотив намного лучше и честнее, чем покупать что-то ненужное, но зато "экологичное".
И тут я не случайно беру это слово в кавычки, потому что, если внимательнее присмотреться ко всем "эко" линейкам от масс-маркета, то возникает много вопросов.
Там нет ничего из 100% ответственных материалов, везде смесь с полиэстером или акрилом.
А из экологичной вискозы EcoVero (которую я хвалила в этой статье) шьется такое барахло в ОГРОМНЫХ количествах, которое никто не покупает.
Потом оно висит с большими скидками и скорее всего отправится на сжигание. Или засорять пустыню в Чили, ну или другую страну третьего мира.
А все потому, что смесовую одежду в таких масштабах перерабатывать еще не научились. Ее могут только создавать, не задумываясь при этом о том, как потом утилизировать.
Еще можно встретить очень много коллекций из переработанных бутылок. И у меня к такому полиэстеру тоже много вопросов.
Дело в том, что такую ткань преподносят как чуть ли не спасение океанов от пластика (я тоже так считала), но перерабатывают ли на самом деле бутылки, собранные со дна океана?
Для создания ткани годно только чистое вторсырье определенной марки. Пойди, попробуй собери такое в океане - это то же самое, что копошиться на свалке, только мокрой. Я уже не говорю о том, что сбор пластика со дна океана - очень дорогое предприятие.
И еще. Зачем вообще делать из них ткань, если можно получить бутылку заново еще раза 4-5. Так она перерабатывается и остается в цикле. А вот одежда из бутылки - это конечный продукт. И хорошо, если носить ее долго и счастливо, потому что в конце жизни ее участь такая же - свалка или сжигание.
Конечно, по поводу ткани из бутылок я могу ошибаться: я не знаю всего процесса. Возможно, это бутылки, которые заново в бутылки не переработать. Тогда их, конечно, лучше пустить на создание чего-то нового, например, ткани. Но как отслеживают в который раз, в первый или пятый, был переработан этот пластик. И действительно ли из пластика, переработанного много раз, еще можно что-то сделать.
В общем, я с недоверием отношусь к полиэстеру из переработанных бутылок, и не считаю его решением экологического кризиса в модной индустрии.
И да, я хвалила крупные зарубежные бренды масс-маркета (типа H&M и Uniqlo) за то, что они говорят о проблеме. Это лучше, чем умалчивать. Но как по мне, реализовывать полезные решения стоит по-другому. Например, шить качественную одежду, чтобы ее хотелось купить, а не вот это вот все.
Поэтому пока мне кажется, что шума в итоге гораздо больше, чем конкретной пользы, а масс-маркет как засорял планету, так и продолжает это делать.
Обращаете ли вы внимание на "зеленые" коллекции от масс-маркета? Покупаете ли что-нибудь оттуда, и является ли это для вас еще одной причиной для покупки одежды?