Автор: Роман Залунин, Тел.: +79262029825; БИЗНЕС АЗБУКА
1. Бизнес-модель Компании - это логическое схематическое концептуальное представление (описание) предпринимательской деятельности Компании (бизнеса).
Это может быть рисунок, схема, объемная модель, выполненные по тем или иным правилам. Самое главное – понятность и применимость.
Бизнес-модель разрабатывается на основании анализа деятельности всей системы взаимосвязанных бизнес-процессов структурных подразделений Компании и business unit и должна быть:
- достоверной, наглядной, простой и понятной даже исполнителям (линейному персоналу);
- долгосрочной и отвечать на вопросы: Что? Где? Как? С кем? С какой скоростью и масштабом?
Бизнес-модель зависит от:
- целей и задач Компании;
- стратегического планирования;
- бизнес-процессов Компании.
Бизнес-модель позволяет:
- оптимизировать бизнес-процессы Компании;
- оценить нишу, увидеть перспективу и скрытые риски;
- протестировать идеи;
- выработать пошаговый план развития Компании;
- сконцентрироваться на основных вещах;
- осуществить разделение рисков;
- обнаружить «узкие места» и «точки роста», взаимозависимости, противоречия и альтернативы;
- повысить конкурентоспособность.
2. Принципы построения бизнес-модели:
2.1. Польза, выгода, конечный результат (клиентам и партнерам).
2.2. Стоимость: ценообразование, сроки и способы оплаты.
2.3. Прибыль и методы поступления денежных средств.
2.4. Разделение рисков.
3. Цели бизнес-модели Компании:
- создание основы Управленческого планирования;
- уменьшение предпринимательских рисков;
- повышение рентабельности Компании.
4. Задачи бизнес-модели:
4.1. Показать экономическую и/или инвестиционную привлекательность бизнеса.
4.2. Разработать систему Управленческой деятельности структурных подразделений Компании и business unit (суть процесса, субъектность, структуру, ответственность, планирование, организацию, мотивацию, координацию, контроль, оценку и корректировку).
4.3. Представить логичную, внутренне непротиворечивую и обоснованную:
- структуру Компании (структурных подразделений и business unit);
- иерархию, принципы организации деятельности, взаимосвязи, взаимодействия и взаимовлияния управленческого учета, бюджетирования, логистики, производства, сбыта и т.д.;
- компетенцию структурных подразделений Компании и/или business unit;
- систему и уровень взаимоотношений между структурными подразделениями Компании и/или business unit;
- источники для получения необходимых ресурсов (финансовых, материальных, трудовых и других).
4.4. Определить:
- процессы создания, приобретения и поставки клиентам добавленной стоимости (экономической, социальной и других форм стоимости);
- критерии оценки результатов стратегических и тактических решений, принимаемых менеджерами Компании и business unit;
- ключевые компетенции, которые необходимы для достижения целей Компании;
- требуемое развитие необходимых компетенций;
- периодичность своевременного внесения изменений и преобразований в деятельности Компании и business unit с учетом социально-экономических изменений;
- схему движения денег, документов, товаров;
- ресурсы, необходимые для роста бизнеса.
Для разработки бизнес модели целесообразно обратиться к квалифицированным специалистам, имеющим соответствующий опыт работы.