Немало уже лет назад целый коллектив под руководством Г.Ф. Кривошеева выпустил справочник по потерям России в войнах ХХ века. Где впервые подробно были расписаны наши потери в войнах.
Сразу после выпуска справочник стали критиковать, а то и ругать. Причём, порой по совершенно разным причинам. Одним не нравилось, что потери, в частности, в Великой Отечественной войне слишком велики, другим они наоборот казались слишком маленькими. Более грамотные и менее эмоциональные люди находили неточности в цифрах, какие-то неучтённые данные.
Могу сказать, что и мне уже пришлось найти некоторые неточности. В частности, по некоторым операциям данные о потерях были даны не за весь период, или были учтены не все войска. Однако, в данном случае я не собираюсь критиковать составителей справочника, им, в любом случае, надо огромное спасибо сказать за проделанный труд. И, наоборот, я хочу сказать в их защиту немало. Критиковать легко, даже если критика обоснована. А вот сделать труднее.
И для примера, давайте попробуем разобрать с нашими потерями в одной операции, которую я сейчас подробно изучаю.
Потери в 1-й Ржевско-Сычёвской операции в справочнике Кривошеева указаны — это 193 683 убитыми и ранеными. Более подробно, в справочнике операции не рассматриваются, мы же как раз посмотрим составную часть 1-й Ржевско-Сычёвской операции, под названием Погорело-Городищенская. Ведь общие потери стратегической операции складываются из потерь операций фронтовых и армейских. Вот армейскую мы и возьмём.
Согласно справочнику Ржевско-Сычёвская операция длилась с 30-го июля по 23-е августа 1942 года. Но по архивным документам указано окончанием 6-го сентября. Уже странно.
Началом Погорело-Городищенской указано 4-е августа, что сомнения не вызывает. А вот окончание 23-е августа, что, мягко говоря, уже вызывает вопросы.
Суть в том, что, хотя по всем её описания и отчётам ещё осени 1942 года она заканчивается 23-го августа, но боевые действия в тот день не прекращаются, войска продолжают наступать.
Но вопрос с датами ещё не самый критический.
Есть более серьёзные проблемы. Понятно, что данные о потерях берут из итоговых сводок. Когда операция заканчивается, то подводят итоги, сообщают о результатах, делают выводы и пр. Часто пишут целые отчёты или доклады о прошедших событиях.
Вот, в частности, по Погорело-Городищенской такой отчёт есть.
В нём, кроме много чего другого очень интересного, есть и данные о потерях. Они даны с учётом окончания операции 23-го августа.
На двух страницах подробно расписаны потери по всем соединениям 20-й армии, указано количество убитых, раненых, пропавших без вести и т.д., есть разбивка по рядовому и командному составу. То есть цифры внушают доверие.
Стоит обратить внимание в том же документе, что в ходе боевых действий армией получено пополнение. То есть если кто-то захочет вычислить потери сверкой общей численности личного состава на начало и конец операции, то ему надо пополнение учитывать.
Тут я бы ещё отвлекся на вопросы численности, которые тоже сложно определить.
Так, общая численность 20-й армии указана в 118 090 человек. Вроде бы с учетом всех частей и подразделений. Ан нет, дальше идёт примечание, что с тыловыми, учебными, запасными частями и частями ВВС, численность составляет 135 761 человек. Видите, как много цифр, а ведь далеко не всегда уточняется, о какой именно численности идёт речь.
Однако, продолжим о потерях. При изучении архивов мне попался ещё один документ.
В нём указаны потери 20-й армии за август по периодам.
И вот смотрите. Если в первом документе у нас была общая цифра потерь с 4-го по 23-е августа 37 350 человек. То во втором документе потери с 1-го по 20-е августа составили 43 910 человек. Сразу, предвосхищая вопрос, сообщаю, что 20-я армия с 1-го по 3-5 августа боевых действий не вела. Мало того, с 20-го по 31-е августа потери составили ещё 10500 человек, что за месяц даёт 54 410 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести.
Второй документ датируется 7-м октября, то есть составлен позже первого (тот от 25-го августа) и вроде должен вызывать больше доверия. Хотя намного менее подробный.
А вот ещё два документа с одинаковым практически названием, но отличающиеся по структуре. В документе под названием «Сведения о потерях и трофеях частей 20 А за период с 4 по 19 августа 1942 г.», подробно указаны потери по разным соединениям и приводится сумма в 35 549 человек. Что интересно, включены данные по 2-му гвардейскому кавалерийскому корпусу. То есть, хотя цифры в этом документе примерно близки к данным самого первого (там 37 350), но в том кавалерийский корпус не учтён. А это ведь 3290 человек!
В документе под названием «Сведения о потерях и трофеях противника и своих войск за период с 4 августа 1942 года по 19.8.42 г. включительно» данные те же самые — 35 549, что и не удивительно. Оба документа составлены в один день и одним человеком — генерал-майором Сандаловым, о котором не раз я упоминал в статьях про эту операцию.
Путем нехитрых вычислений мы получаем, что в боях с 20-го по 23-е армия потеряла 2201 человека. В эти дни шли ожесточенные дни за Карманово, но сказать, много это или мало для таких ожесточённых боёв — я лично затрудняюсь.
Но вот ещё одна сводка за 23-е августа, где указаны потери 8-го гвардейского стрелкового корпуса с 4-го по 20-е августа. И они составляют 16 674 человека. То есть почти половину от общего числа, хотя сам корпус — это не половина армии уж точно. А предыдущем документе потери корпуса указаны меньше — 14 266 человек.
Сложность подсчётов ещё и в том, что за указанный период состав армии менялся. В ходе операции 40-я стрелковая бригада передавалась 5-й армии, две танковые бригады — 31-й армии. Кроме того, подвижная группа фронта (6-й и 8-й танковый и 2-й гвардейский кавалерийский корпуса), то учитывались как фронтовые, то передавались в оперативное подчинение армии. И тогда непонятно, учитывались их потери и всегда ли? Как мы видим выше, потери кавкорпуса в некоторых случаях учтены. Словом, понять, были ли учтены потери танковых корпусов в данных 20-й армии и были ли они учтены вообще — крайне сложно.
Данный пример (лишь один из многих) показывает, насколько трудно бывает добиться точных данных, даже располагая немалым количеством документов (а я ведь ещё не привел другие сводки по ежедневным потерям, которые уж точно не сойдутся с общей суммой).
Поэтому, крайне сложно требовать от кого-то из исследователей точности в подобных вопросах. Сами видите, как сложно дать какой-то однозначный ответ. Потому и цифры весьма округлённые. Конечно, кто-то может сказать, что и не надо нам такой большой точности. Вот только боюсь, что он не захочет, чтобы забыли его деда или прадеда. А таких, у кого нельзя забыть его родных, у нас вся страна.
Рекомендую вам также мою статью:
Какой ценой отстояли Москву?
И хочу напомнить тем, кто ещё не приобрёл, что у меня недавно вышла книга «Мифы и факты Великой Отечественной войны». Существует она только в электронном виде, посмотреть и приобрести можно тут.
Также, тем кто не читал, рекомендую мой роман в жанре альтернативной истории, «Освобождение-2».
И маленькое объявление для тех, кто уже пишет или хотел бы стать автором, но не решается заводить свой канал на Дзене. Я с удовольствием предложу сотрудничество в плане совместной работы над статьями для аудитории моего канала. Если интересно, то пишите на почту nwt@nweb.su.