Родился в Кутаиси в семье скромного виноградаря. Талант художника начал проявляться уже с детских лет. Еще не зная азбуки, мальчик рисовал целые рассказы и сказки в картинках. Отец очень хотел, чтобы сын овладел ремеслом, которое бы всегда давало хлеб, поэтому в 16 лет Исидор пошел работать в кожевенную мастерскую. Но однажды у одного заезжего скульптора юноша увидел глиняные лепные фигурки и был потрясен. С этого момента карандаши и бумага были отложены в сторону и все свободное время посвящалось лепке из глины лошадей, птиц, людей. В 1916 году в Самаре Исидор впервые принимает участие в художественной выставке, где показывает десять своих работ.
Следующим этапом жизни начинающего мастера скульптуры по окончанию Гражданской войны стала работа в детских домах в Томилино, под Москвой, где бывшим беспризорникам он преподавал уроки лепки и рисунка. Одновременно он работал и в качестве скульптора, преимущественно в дереве. Примерно в это время, в начале 1920-х годов у Фрих-Хара формируются две главные черты его творчества: фантазирование, а также воплощение своих фантазий в объеме и цвете. В поисках материала для реализации своего творческого воображения он открывает для себя фаянс и задается целью заставить служить себе фаянсовую массу, краски, глазурь.
И вполне закономерно, что дальнейший жизненный путь скульптора переплетается с Конаковским фаянсовым заводом в Тверской губернии, куда он приехал в 1926 году. Здесь он поначалу работал учеником в художественном цехе, терпеливо познавая особенности керамики, технологии фаянса и майолики, узнавая свойства глины и красок. Одной из первых тестовых работ, в которой отразилась его способность фантазировать, стал чайник в виде верблюда. Чайник очень понравился всем работникам завода, которые даже не предполагали, что такому обыденному предмету можно придать форму экзотического для русского человека животного.
В 1925 году Фрих-Хар возвращается в Москву, где вновь обращается к дереву, из которого создает ряд композиций, портретов и полуфигур. Через год вместе с несколькими художниками он выступает организатором Общества русских скульпторов (ОРС). Позже, в начале 1930-х годов, уже с группой художников Фрих-Хар возвращается в Конаково, где под своим руководством при поддержке завода и Сельсовета создает первую в советской фаянсовой промышленности художественную лабораторию. С ним стали работать многие его товарищи по ОРСу, среди которых, и скульптор Мария Холодная, ставшая впоследствии его супругой. Перед лабораторией ставили задачи создания образцов массовой продукции. Скульптуры, сервизы, блюда, кувшины, вазы и другие предметы домашнего обихода стали плодом совместного труда творческих работников и специалистов-керамистов.
Сам Фрих-Хар в этот период создает несколько хлебниц, кувшинов, чайников, два сервиза и наиболее известные скульптуры из фаянса «Негр под пальмой», «Шашлычник-узбек» и «Старый город». В фаянсе и майолике им также были выполнены барельефные панно для павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, потрет Вани Фаворского и многочисленные керамические фонтаны. Во второй половине 1930-х годов он выполняет рельефы «Праздник в азербайджанском колхозе», «Стахановка хлопковых полей», «Чабан в горном колхозе», фонтан «Мальчик с голубями».
Фрих-Хара безусловно можно назвать мастером, связанным с народным искусством. Это проявилось в целостном восприятии объемной вещи, которое всегда есть в народном искусстве и пластике Фрих-Хара. Он умело совмещал цвет и рельеф, цвет и объем. У Фрих-Хара нет последователей и нет школы, настолько ярко и индивидуально его творчество, слишком окрашено его характером и темпераментом для того, чтобы кто-то другой мог развивать те же принципы. Но тем не менее, творческое наследие Фрих-Хара оказывало и оказывает плодотворное влияние на творчество других художников, прежде всего, молодых скульпторов.
Если вам понравилась публикация, пожалуйста, поддержите ее лайком, оставьте комментарий и подписывайтесь на наш канал!
Спасибо!