Книга «Человек-амфибия», принадлежащая перу советского писателя-фантаста А.Р. Беляева (16.03.1884-06.01.1942 гг.), пожалуй, популярнейший фантастический роман, на котором выросло не одно поколение наших сограждан.
Все события, описанные в нём, не более чем художественный вымысел, однако автор, по его признаниям, отталкивался от реальных фактов, взяв за основу необычный опыт, который проводили российские доктора в самом начале XX века.
Человек или рыба?
Вся информация, касающаяся этого эксперимента (предпринимались попытки по пересадки жабр рыбы человеку), скрупулезно и в точности заносилась Александром Романовичем в его личный дневник.
Примечательно, что в различных учёных изданиях, выходивших в свет в то время, выдвигалась гипотеза о том, что икота это не что иное, как природный механизм переключения типов человеческого дыхания «с лёгких на жабры». Эта функция попросту выродилась за ненадобностью.
При этом особое оживление вызвало открытие: в человеческом ДНК были обнаружены отдельные хромосомы, также присутствующие в ДНК обитателей морей и океанов.
Фантаст Беляев на страницах своего произведения внёс некие изменения во внешний антураж и описал серию опытов, проводившихся ещё в далёком 1903 году.
Основной целью, преследуемой учёными, было выведение абсолютно нового рода солдат, способных воевать не только на суше, но и под водой.
Работы велись по заказу Министерства обороны (по тем временам «военный департамент»), а возглавил их военный доктор Артемий Мышкин.
Постепенно он провел ряд успешных клинических испытаний, в ходе которых ему удалось пересадить жабры сначала крысе, затем собаке и обезьяне.
По мнению Мышкина, кровь способна самоорганизовываться и контролировать функционирование организма в целом. То есть, если она отдаст команду накапливать кислород в организме, то всё будет направлено на то, чтобы эту команду выполнить.
Чтобы проверить на практике свою теорию, доктором была разработана капсула со специальным реактивом. Содержащееся в нём активное вещество могло подключаться к дыхательной системе млекопитающих, которым были пересажены жабры, пришитые непосредственно к лёгким (они подвергались частичному усечению).
Что поражает, так это то, что в отдельных случаях был получен успешный результат: некоторые особи в течение определённого времени (вплоть до целых суток) одинаково хорошо чувствовали на суше и в воде.
Но вскоре запускался процесс отторжения, что приводило к гибели подопытного. Рекорд по продолжительности жизни с жабрами принадлежит псу по прозвищу «Муха» и составляет 15 месяцев.
При этом он предпочитал большую часть времени проводить в специально построенном для него аквариуме. Неудобство заключалось в том, что каждые 6 часов содержимое капсулы приходилось менять, так как действие вещества прекращалось.
Результаты были признаны успешными, следующим этапом стало создание «боевых ихтиандров» в интересах Русской Армии. По замыслу военных чиновников, подобные бойцы могли незаметно подплывать к вражеским кораблям и минировать их (подводные лодки тогда ещё не встали на вооружение).
Первым, кто дал согласие на участие в эксперименте, стал Иван Воропаев. Дело в том, что он страдал от неизлечимой болезни лёгких, поэтому расценивал это как шанс на спасение.
Ему удалили часть поражённого органа и заменили его жабрами. Сперва всё было хорошо: самочувствие стабильное, никаких жалоб от Воропаева не поступало. Более того, он продемонстрировал отличную возможность длительной задержки дыхания, что ранее, учитывая его болезнь, было просто невозможным.
Но через некоторое время случилось то, что происходило и с животными: организм отторг инородные ткани, воин скончался.
Когда слухи об этом дошли до императора Николая II, он тут же приказал прекратить все испытания и запретил вмешиваться в природу, указав на то, что это «вотчина» Господа Бога, а не горстки учёных и военных.
А как вы считаете, если бы эксперименты продолжились, удалось бы им добиться своих целей?