Найти тему
ИстПросвет

Как маршал Каменский доказал свою бездарность, а Александр I - свою тщеславность

Оглавление

По условиям секретной декларации июня 1806 года, составленной Александром I и Фридрихом-Вильгельмом III, русский император давал гарантию оружием защищать независимость и территориальную целостность Пруссии. За семь месяцев до этого Россия и Австрия потерпели сокрушительное поражение от Наполеона под Аустерлицем. 27 октября Наполеон с триумфом вступил в Берлин. Король и королева Луиза укрылись в Мемеле, на восточной границе Пруссии. И вот что последовало дальше.

Весьма опрометчивое назначение

Александр, сочувствующий несчастной Луизе более, чем Фридриху-Вильгельму, готовится дать отпор "корсиканцу". Две его армии воюют - одна с Персией другие с "турком". Александр создаёт третью армию. Её основу составляют ратники из только что набранного ополчения. "На мануфактурах Англии и Вены для них заказывают 160 тысяч ружей". Теперь Александру предстояло назначить главнокомандующего. Война ожидалась не шуточная, и против Наполеона требовался второй Суворов. Суворова не было в живых, но был Кутузов - вполне подходящая замена. Однако Александр даже не смотрит в его сторону. Как писал французский историк А. Труайя, "ни за что на свете он не остановит свой выбор на Кутузове, неудобном свидетеле его промахов под Аустерлицем".

Окружение предлагает Александру назначить генерал-фельдмаршала М.Ф. Каменского. Старику уже 69 лет. Он ужасается ответственности и энергично протестует против назначения, но императорская воля - закон для подданных. Фельдмаршал едет из своего поместья в Петербург, и там его принимают как спасителя Отечества. "Каменский желая прослыть оригиналом, во всём подражает Суворову, доходя до юродства".

Михаил Федотович Каменский (1738-1809)
Михаил Федотович Каменский (1738-1809)

Боль в глазах и в голове

Поздней осенью 1806 года 100-тысячная русская армия вступает на территорию Пруссии. Каменский прибывает в Вильно и тут же впадает в панику. Он хватается за перо и пишет императору слёзное прошение об отставке:

"Я лишился почти последнего зрения: ни одного города на карте сам отыскать не могу... Боль в глазах и в голове; неспособен я долго верхом ездить, пожалуйте мне, если можно, наставника, друга верного, сына Отечества, чтобы сдать ему команду... Истинно чувствую себя неспособным к командованию столь обширным войском".

Не дождавшись ответа, ранним утром 14 декабря Каменский приказывает Беннигсену вести армию обратно в Россию, забирается в коляску, бросает лагерь и мчится без остановки в своё поместье.

Слава победы над непобедимым

Беннигсен не стал выполнять безумный приказ своего командира и принял бой с французами при Пултуске. Обжегшись на Каменском, император должен был трижды подумать о новом главнокомандующем. Но Беннигсен одержал победу, и Александр ему передаёт верховное командование. Хотя Беннигсена он не любит за его главную роль в убийстве Павла I.

8 февраля 1807 года Беннигсен переходит в наступление возле деревни Эйлау с Восточной Пруссии, смело нападает на Наполеона и кладёт 26 тысяч солдат в сражении, которое император французов окрестил "не сражением, а бойней". Вечером Беннигсен отводит войска к Кёнигсбергу, но в Петербурге его именуют победителем над непобедимым и награждают орденом Св. Андрея Первозванного. Войска устраиваются на зимние квартиры. Война замирает до лета.

сражение у Фридланда
сражение у Фридланда

Хороший парень, но не орел

Казалось бы, Беннигсен оказался тем, что нужно. За зиму к нему из России прибывает сильное подкрепление. Начинается подготовка к решительной схватке с врагом. Победа кажется неизбежной. Очаровательная королева Луиза будет довольна. Между тем, в русской армии зреет недовольство. Даже великий князь Константин уговаривает брата заключить с Наполеоном мир. Но Александр остаётся непреклонен. Ведь он дал слово прусской королевской чете.

"И вот 14 июня 1807года, - рассказывает А. Труайя, - происходит сражение у Фридланда. Несмотря на численное превосходство, войска Беннигсена, "победителя непобедимого", сметены мощными и точными атаками французов. Русские, сражаясь, отступают и теряют треть армии. Известие о разгроме достигает Александра 16 июня ... в глубоком тылу. Молодой офицер Денис Давыдов ... находит штаб в состоянии панической растерянности".

Постскриптум

Лишь после этого Александр отказывается спасать Пруссию и соглашается на унизительный и крайне невыгодный России Тильзитский мир. Что же касается Кутузова, то о нём Александр "благословенный" так и не вспомнил или, вернее, сделал вид, что не помнит. Тщеславие часто затмевает разум авторитарным правителям, и поди ты ему растолкуй, что из-за его упрямства гибнут или становятся калеками люди. Впрочем, сдаётся мне, что в Пруссии Наполеон разбил бы и Кутузова, только с меньшими потерями с нашей стороны.

А что вы думаете по этому поводу? Высказывайте мнения в комментариях, ставьте лайки и будьте здоровы

О неточностях и опечатках просьба сообщить автору