«У кого-то жемчуг мелок, у кого-то щи пустые».
(С) Народная мудрость
Интересная штука – сложный процент. Много об этом написано умными людьми – и все этим явлением восхищаются. Даже сам Эйнштейн был впечатлен силой сложного процента.
Феномен в том, что если на одну и ту же сумму начислять фиксированный процент – то расти эта сумма будет очень понятным и предсказуемым темпом. А если начислять сложный процент – то растет сумма непредсказуемо резко.
Разберем на элементарном примере. Депозит под 10% годовых.
Если на 100 рублей получать 10% годовых, то удвоится ваша сумма за 10 лет – никаких сюрпризов. Это при простом проценте.
А вот при сложном проценте – то есть, когда проценты начисляются не только на основную сумму, но и на уже полученные ранее проценты (капитализированные, грамотно говоря), удвоение совершится гораздо быстрее. Не за десять лет, а чуть более, чем за семь. (Хочу заметить, что вот это вот – увеличение депозита вдвое за семь лет за счет эффекта сложного процента – это уже не совсем интуитивно очевидно).
Причем самое занимательное в сложном проценте то, что с увеличением продолжительности временного отрезка, на котором мы его рассматриваем, он работает все более и более эффективно.
В примере выше, за период в десять лет эффект сложного процента дал выигрыш во времени в пару лет. Или, если считать в деньгах, дал прибавку в 59 рублей.
За десять лет с использованием сложного процента на счете появилось 259 рублей, а не 200, как при использовании «простого» процента. При простом проценте заработано 100 рублей, а при сложном заработано (100+59) рублей, то есть на 59 рублей больше. Разница в заработанном за 10 лет – 59%. Как видите, разница огромная.
Но если бы срок инвестирования увеличился на 5 лет, то разница в заработанном драматично увеличилась бы.
За 15 лет вложений под простой процент вы бы заработали 150 рублей. Все просто. Вместе со 100 рублями изначального депозита – 250 рублей на счете.
А что при сложном проценте? 417 рублей было бы на вашем счете. То есть ваш заработок составил бы – 317 рублей. Более чем в два раза превосходил бы заработок при использовании простого процента. Обратите внимание – на временном отрезке в 10 лет сложный процент дал эффект около 50% (59, если быть точным), а на 15 летнем отрезке сложный процент дал эффект больше 100%. То есть следующие 5 лет дали почти такую же эффективность, как предыдущие 10. И чем более длительное время используется сила сложного процента – тем более выразительные результаты она дает.
Знаменитый Баффет создал свое фантастическое состояние именно благодаря этому эффекту. Ни в какой год Баффет не удесятерил сумму своих вложений, и даже не удвоил. Но десятки лет – год за годом – он обеспечивал своей компании рост на 10-20-30%. Каждый год (ну или – практически каждый, были и у гуру не самые удачные годы, конечно).
И вот за счет явления сложного процента и за счет многих десятилетий, на протяжении которых капитал планомерно возрастал на 10-30% каждый год – появились эти сотни миллиардов долларов, которые всех теперь так восхищают.
Однако эта статья не о положительных моментах сложного процента. Дифирамбы этому феномену поют уже почти «из каждого утюга» - а я сегодня собираюсь поговорить с вами о его темной стороне.
Дело в том, что у инфляции тоже есть сложный процент. И тут он работает совсем не так приятно, как в случае с инвестициями. Хотя принцип работы – практически идентичный.
Был, допустим, у вас любимый тортик, который вы, в условном 2010 году покупали за сто рублей. Инфляция шла своим чередом – например, по 10% в год. (Я в курсе, что Правительство не согласно с такой цифрой, ниже поясню, почему я считаю ее более-менее корректной).
Итак, покупали вы тортик за 100 рублей в 2010 году, а десятипроцентная инфляция делала ваш тортик с каждым годом немного дороже. Внимание! Вопрос знатокам: когда вы начали платить за тортик 200 рублей?
Проницательный читатель (видевший подсчеты сложного процента из примера в депозите выше), конечно, уже догадался – тортик достиг круглой цены в 200 рублей совсем даже не в 2020 году, а гораздо раньше – в конце 2017.
Вот такая вот прикладная финансовая грамотность ))
А теперь про 10% инфляции. И ее сложный процент. Давайте проверим на жизненном примере мою логику про 10% инфляции в год. До 2006 года у меня автомобиля не было. В 2006 году я платил за полный бак 95-го бензина 600 рублей. Сегодня я плачу за полный бак – 2500 рублей. Если кому-то интересно – можете ввести в калькулятор сложного процента 600 рублей при ставке 10% годовых на 15 лет. Вы уже догадываетесь, какую цифру увидите в результате? ))
Похоже, что 10% - это как раз очень близко к правде.
К сожалению, с продовольственными закупками такой житейский эксперимент по «проверке» инфляции не пройдет – еда подорожала явно сильнее всего остального. Но в случае с едой даже Правительство не отрицает, что продовольственная инфляция обгоняет по своим темпам всю остальную.
А теперь перейдем к тому, для чего я все эти длинные предисловия писал – к расчету доходов россиянина.
Как мы видим, чтобы ПРОСТО СОХРАНЯТЬ покупательную способность доходы нашего соотечественника должны были расти на 10% в год. С учетом сложного процента это дает совершенно невероятные, неожиданные цифры.
Давайте прикинем.
Буду говорить на тех примерах, которые я сам знаю не понаслышке. Возьмем московского офисного служащего в 2008 году. Плохая зарплата – 30 тысяч рублей. Нормальная – 60 тысяч рублей. Выше – хорошая. Для пробуждения ностальгии напомню, что «плохая» - это было около тысячи долларов, а «нормальная» - около двух. Это уже после «кризиса» 2008 – «до» курс вообще был 23 рубля за доллар, если кто запамятовал.
Итак, смотрим, как должна была измениться зарплата простого офисного служащего в Москве к нашему времени, чтобы его доходы ВСЕГО ЛИШЬ остались прежними. Чтобы он просто сохранил покупательную способность своей зарплаты.
30 тысяч рублей. 13 лет. 10% годовых. Сложный процент. Результат? 103 тысячи рублей.
Сотка. Вот сколько должен получать сегодня скромный рядовой сотрудник офиса, чтобы по своему материальному положению соответствовать тому же «офисному планктону», который в 2008 получал 30 тысяч рублей.
А тот, кто получал в 2008 году 60 тысяч – чтобы не потерять свой тогдашний жизненный уровень – должен получать 200 тысяч (206, если быть совсем точным, но чоужтам, не будем мелочиться ))
Внимание! Вопрос знатокам: у вас много людей в вашем окружении вот настолько увеличили свои доходы с 2008 года? В три с лишним раза в рублях.
Немногие? У меня тоже очень немногие.
А ведь все те, у кого доходы не выросли в три с лишним раза – они на самом деле СТАЛИ БЕДНЕЕ, даже те, у кого зарплата выросла за это время, например, в два раза. Вот такой жестокий парадокс инфляции – зарплата выросла, а человек – стал беднее.
«Беднее» - это не обязательно впал в крайнюю степень нищеты. Посмотрите еще раз на эпиграф к статье – я его не просто так выбрал. Беднее – это значит уровень материального благосостояния понизился. У всех по- разному. У кого-то просто уровень сбережений упал, а у кого-то, как в песне Слепакова «и стало не хватать мне на мою плохую жизнь». У всех по-разному, но у всех, у кого доходы в рублях с 2008 года не выросли в три с лишним раза – реальный доход ПОНИЗИЛСЯ.
И это именно та причина, по которой я не советую приобретать акции наших ретейлеров и строителей. Эти виды бизнеса зависят от благосостояния простых людей – потребителей. А благосостояние простых людей у нас падает.
И рассуждения «люди всегда будут покупать продукты», конечно, верны. Но чтобы ретейлер имел растущую прибыль – надо, чтобы люди покупали продукты на все большую и большую сумму. А люди в своей продовольственной корзине заменяют колбасу - картошкой, а котлеты – хлебом. Дай Бог, чтобы сейчас, когда цены на нефть и газ высокие, снова настали «сытые нулевые» - но пока что реальных изменений в доходах людей не видно.
Чтобы не быть голословным – могу привести в пример и себя, и сотрудников своего юридического департамента.
Я проработал руководителем юридического департамента в одной компании 12 лет – с 2008 по 2020 годы. Текучки кадров в моем департаменте особой не было – так что легко посмотреть динамику зарплат. Это холдинговая компания федерального уровня. Зарплаты у сотрудников росли все эти годы. У кого-то выросли более чем в два раза. Но ни у кого в три не выросли. То есть на самом деле – несмотря на весь номинальный рост зарплат - самый высокий фактический уровень оплаты был в 2008 году. И у меня, кстати, тоже )) Все дальнейшие приросты зарплат только замедляли падение их фактической покупательной способности.
И это– в далеко не худшей ситуации по зарплатам.
Однако, есть узкие группы людей, которые с 2008 года сохранили или приумножили свои доходы. Нет, я не про олигархов. Что же это за группы? Кто, кроме олигархов, оказался застрахован от этого падения жизненного уровня?
Я бы говорил о двух группах людей:
1. Топовые специалисты, сверхвостребованные на рынке труда и получающие сверхвысокие заработки – зачастую привязанные к валюте.
2. Инвесторы, получающие свои деньги не в виде зарплаты от компании, а от той же компании, но уже в качестве ее хозяина-акционера – в виде дивидендов.
Что касается топовых специалистов – так уж сложилось, что среди моих знакомых несколько партнеров международных юридических фирм, людей, которые зарабатывают своим трудом и своим умом больше миллиона долларов в год. Также знакомые программисты получают сотни тысяч долларов в год – также не имея проблем с трудоустройством.
Что касается первого варианта… Своим взрослым читателям, очевидно, я не могу посоветовать пойти и получить юридическое образование или стать программистом. Но могу еще раз напомнить то, что повторяю из статьи в статью – надо изо всех сил постараться дать своим детям самое лучшее образование, это будет их путевка в жизнь, которая будет приносить им деньги постоянно.
В нашем стремительно разделяющемся на две неравные половины мире только самые лучшие специалисты будут грести деньги лопатой и пользоваться всеми благами мира… а остальным, скорее всего, дадут безусловный базовый доход и билет в метавселенную, чтобы в обычной вселенной под ногами не мешался. Надо постараться дать детям шанс на «светлое будущее». И такой шанс для детей - это только самое качественное образование.
А наш с вами шанс – шанс взрослых людей – это инвестиции.
Давайте посмотрим, как изменились с 2008 года выплаты дивидендов по нескольким фишкам Мосбиржи.
Сбербанк.
По привилегированным акциям Сбера (тогда еще Сбербанка) в 2008 году выплатили 0,65 рубля дивидендов на одну акцию.
В 2021 году на одну привилегированную акцию Сбера выплатили 18,7 рубля дивидендов.
Прирост составил 28,76 раза. Как видите, инвестор, получающий доход в виде дивидендов от Сбера, не понизил свой уровень жизни. Посмотрим дальше. Может быть Сбер – исключение?
Газпром.
2,66 рубля дивидендов получил в 2008 году обладатель акции Газпрома.
В 2021 году – по итогам далеко не лучшего для Газпрома 2020 года – компания заплатила инвесторам 12,55 рублей дивидендов на каждую акцию.
Прирост составил 4,71 раза. Как мы видим, не так все прекрасно, как у Сбера, но все равно гораздо лучше, чем «требующиеся» для обыгрывания инфляции три с лишним раза прироста. (К тому же, заметим в скобках – 2020 год был действительно плохой для компании, а по итогам этого года Газпром заплатит летом около 50 рублей дивидендов, что составит прирост к 2008 году уже почти 20 раз).
Лукойл.
В 2008 году Лукойл выплатил 42 рубля дивидендов.
В 2021 году дивиденды составят 553 рубля. В 13 раз больше, чем 13 лет назад, несложно запомнить ))
Чтобы не складывалось впечатление, что вложения в акции – это обязательный и гарантированный прирост дивидендного потока – давайте посмотрим и на пару примеров не такой веселой дивидендной истории.
МТС.
Любимица наших дивидендных инвесторов в многолетней ретроспективе выглядит не так уж привлекательно.
В 2008 году компания заплатила инвесторам 14,84 рубля дивидендов.
А в 2021 году – дивидендные выплаты составили 37 рублей с копейками. Фактически – выплаты за 13 лет выросли только чуть более чем в два раза.
В качестве некоторого оправдания компании можно сказать, что все эти 13 лет она добросовестно давала высокую дивидендную доходность – на уровне 10% в среднем.
ВТБ.
Солидный государственный банк номер два не любит радовать своих акционеров дивидендами. Все может измениться в следующем году, но мы пока что смотрим историю, а не заглядываем в будущее. А история такая…
В 2008 году ВТБ заплатил 0,00134 рубля дивидендов на одну акцию.
В 2021 году ВТБ заплатил 0,0013994 рубля. Если вам показалось, что цифры подозрительно похожи – то вам не показалось )) Причем, вторая цифра даже немного меньше.
Что ж, как говорится «не все йогурты одинаково полезны»…
Как вы видите - не во все акции можно инвестировать с целью получения все более возрастающего дивидендного потока. Однако шанс на это все же выше, чем шанс стать топовым международным юристом или научиться программированию на старости лет ))
Да, кстати. В двух словах – «а почему не облигации» – для тех, кто все еще верит в эти страшные бумаги ))
Облигации с фиксированным купоном – с ними вам должно быть все более-менее ясно, после цикла повышения ставок нашим Центробанком. Стоимость облигаций упала. Инвесторы, вложившиеся в «надежные» 5% ОФЗ стоят перед ужасной дилеммой. Одна опция – продать и зафиксировать убыток прямо сейчас. Вторая – продолжить сидеть в 5% ОФЗ, когда даже государство признает, что инфляция – выше 8%.
Короче говоря – дилемма: рубить хвост сразу или по частям? И то и другое – боль. Собственно, как уже много раз повторял в статьях про облигации: при непредсказуемой инфляции облигации – рискованный инструмент. Скакнула инфляция выше процента купонного дохода – и все. Вы гарантированно теряете деньги.
Что касается облигация с привязкой к инфляции – ну это даже не смешно. Когда начнут честно считать инфляцию – вернемся к этому вопросу. А пока – наблюдаемая инфляция радикально расходится с той, которую закладывают в «линкеры» (облигации, индексирующиеся на инфляцию).
К выводам.
1. Инфляция тоже работает по принципам «сложного процента».
2. С учетом сложного процента в инфляции – зарплата (или иной доход) должна расти очень высокими темпами – в нашей стране – хотя бы на 10% в год.
3. Очень мало работодателей готовы повышать зарплату такими темпами, которые позволяют реально увеличивать ваш доход.
4. Инвестиции позволяют наращивать дивидендный доход на уровне или быстрее инфляции. Но выбор эмитентов надо делать вдумчиво и тщательно.
Короче говоря - для нас, людей взрослых, которым поздновато уже становиться «топовым» международным юристом или спешно изучать программирование – я не вижу другого способа уверенно смотреть в свое будущее, кроме как наращивать портфель качественных дивидендных акций.
Поток от дивидендов будет нарастать со временем, мы их будем реинвестировать – и вот тут уже сложный процент будет работать на наше благо, а не во вред и будет помогать нам становиться настоящими миллионерами ))