Начинать рассказ об Александре Романовиче Воронцове нужно не с него самого, а с его фамилии, с его семьи. Дело в том, что Воронцовы были влиятельным кланом, который всегда угрожал российской монархии, но и всегда служил ей во благо. Как у Гёте: «Я часть той силы, что вечно хочет зла…»
Александр Воронцов, как можно уже понять из отчества, был сыном Романа Воронцова. У нашего героя было еще несколько братьев и сестер. Точнее, брат был один – Семён. О нем я, пожалуй, умолчу. А сестер было три: Мария, Елизавета и Екатерина. Две дочери Романа Воронцова могли здорово изменить политическую ситуацию в стране. Да и отец этих дам тоже мог кое-что сделать.
А еще на отечественную политику повлиял Михаил Воронцов – дядя Александра. Пожалуй, с него и начнем. Но очень кратко. Дело в том, что Михаил Илларионович сильно помогал Елизавете Петровне, когда та задумала стать императрицей и устроила переворот.
Что касается сестер Александра Воронцова, то тут тоже интересно.
Елизавета и Екатерина
Речь не про императриц, а про женщин, каждая из которых в свое время носила фамилию Воронцова. Начнем с Елизаветы, которая была явно девка не промах. Она смогла завязать роман с самим Петром Фёдоровичем, который стал императором Петром Третьим. Дело зашло настолько далеко, что Романов и думать перестал о немецкой принцессе, которая потом стала Екатериной Второй Великой.
Представляете, как могла поменяться история?! Никакой бы Екатерины не было. Не было бы Павла. А сама Елизавета Воронцова вполне могла стать императрицей Елизаветой Второй – почти как в Англии.
Естественно, Екатерина была вне себя от того, что Воронцовы так вот ей могли испортить судьбу. Такое не могло быть прощено.
Но парадокс: Екатерина Воронцова, наоборот, при Екатерине Второй очень многого добилась, даже стала первой женщиной-президентом Академии наук. Только многие знают эту даму под другой фамилией – по мужу – Дашкова.
В общем, если кратко, то семья Воронцовых произвела на молодую Екатерину странное впечатление. Одна представительница рода могла всё испортить, вторая – верно служила Великой императрице.
Екатерина недолюбливала Воронцовых, но была справедлива. Она высоко ценила достижения представителей фамилии.
Это на себе в полной мере прочувствовал Александр Романович Воронцов.
На службе государству
Александр Воронцов относительно рано стал полезен Российской империи. В 21 год он был назначен на должность в ведомстве, которое занималось международными отношениями. Воронцова направили в Великобританию. Впрочем, это всё было при Елизавете Петровне и при Петре Третьем.
Когда к власти пришла Екатерина, то Воронцов сразу стал работать плохо. То есть в Санкт-Петербурге так стали считать. И причина понятна: как я указывала, Екатерина Вторая недолюбливала Воронцовых – всю семью.
Итогом «проблем на работе» стало то, что Александра Романовича отстранили от дипломатической службы – нашли подозрение на несоответствие. А потом и вовсе от всякой службы отстранили.
Правда, чуть позже Воронцов стал действительным камергером при дворе. А потом ему еще и дали должность президента Коммерц-коллегии. Проще говоря, Александр Романович стал главным по торговле в стране. А потом еще и Воронцов стал сенатором. Что ему, с одной стороны, сильно нравилось, с другой – совсем не нравилось. Такой парадокс нужно объяснить.
Сенатором быть плохо
При Екатерине, по крайней мере. Александр Романович Воронцов вдохновлялся политической деятельностью Петра Первого: мудрый и решительный государь, Сенат как орган, который имеет право советовать царю. То же самое при Екатерине хотел видеть Воронцов. Не получилось.
Екатерине нравился фаворитизм. Поэтому сенаторы могли советовать всё что угодно. Но хватало одной фразы Потемкина, чтобы императрица прислушалась к нему, а не к тому же Воронцову.
В 1794 году Александру Романовичу всё надоело, и он попросил, чтобы его освободили ото всех должностей. До этого, интересно, Воронцов приблизил к себе тезку Радищева, которого Екатерина тоже не любила очень сильно и считала «бунтовщиком, хуже Пугачева». Александр Романович защищал своего подопечного как мог. Но потом все же решил бросить службу.
Екатерина рассмотрела прошение и «дала вольную» Воронцову. Но это еще не всё.
С приходом Александра
Когда императором стал Александр Павлович, Воронцова вернули на службу. Это было что-то странное. С одной стороны, Александр Романович получил много почестей – ведь Александр Первый хотел править так, как это делала бабка-Екатерина. Поэтому он и привлек Воронцова. С другой стороны, Александр Романович очень сильно раздражал императора.
Вот такая странная жизнь была у Воронцова. С одной стороны, должности и почести. С другой – нелюбовь императрицы и её внука-царя.