Вы обращали внимание, как за последние лет двадцать изменились книги для детей и про детей? Очень интересная метаморфоза произошла! И совсем не такая безобидная, как кажется.
Каким был издавна и до начала нового века типичный "образ ребенка" в литературе?
Маленький, слабый, неопытный, мало что знающий о понимающий о мире. Но очень-очень стремящийся как можно больше узнать, понять, а потом знания применить на деле! Неугомонный "почемучка", иной раз доводящий своим любопытством взрослых до нервного тика.
Я был маленький и всех спрашивал: "Почему?"
Мама скажет: - Смотри, уже девять часов.
А я говорю: - Почему?
Мне скажут: - Иди спать.
А я опять говорю: - Почему?
Мне говорят: - Потому что поздно.
- А почему поздно?
- Потому что девять часов.
- А почему девять часов?
И меня за это называли Почемучкой. Меня все так называли, а по-настоящему меня зовут Алёшей (Б.С.Житков "Что я видел")
Но и для взрослого считалось нормальным поделиться с ребенком сведениями о мире, ремесле, людях - да мало ли, что знают взрослые и не знают дети!
С ним шла его дочь, которую хотелось ему проводить в гимназию, это было по дороге. Валил крупный мокрый снег. — Теперь три градуса тепла, а между тем идет снег, — говорил Гуров дочери. — Но ведь это тепло только на поверхности земли, в верхних же слоях атмосферы совсем другая температура. — Папа, а почему зимой не бывает грома? Он объяснил и это. (А.П.Чехов "Дама с собачкой")
Очень часто дети совали свои носы туда, куда не следует, узнавали тайны, которые им не по возрасту, находили приключения и неприятности на свои неугомонные задницы. Однако и это не отбивало у них тягу к познанию. Скорее, даже подогревало.
Даже когда книжная история строилась вокруг какого-то волшебства, то детям приходилось сначала осваивать не только технологию обращения с ним, но и разбираться со своими желаниями, их взаимосвязи с остальным миром, причинно-следственными связями, последствиями. Часто путем набивания болезненных шишек, зато с хорошим закреплением опыта. Хоть какие-нибудь волшебные спички, хоть цветик-семицветик - все оказывалось не так-то просто применить с толком!
Впрочем, иной раз и взрослые оказывались не всезнающими и всемогущими. Попав в незнакомую среду им тоже приходилось много узнать и понять - как, например, старику Хоттабычу. Толку-то от его волшебной бороды, если он не знает правил нового мира!
Пожалуй, последняя из широко известных книг, придерживающихся этого принципа - "Гарри Поттер".
Да, в его мире есть магия. Но обращению с этим даром нужно серьезно учиться! Малолетние дети волшебников, не умеющие распоряжаться магической силой, бывают опасны для себя и окружающих и требуют неусыпного надзора. А потом обязаны долго овладевать знаниями и навыками, причем самыми обычными способами: через чтение книг, объяснения учителей, тренировки, оттачивание мастерства. Никаких магических заливок готового знания в мозг!
Кстати, последние книги Поттерианы как раз и посвящены реформе образования: как коррумпированное Министерство поставило целью обучения не получение знаний и умений, а сдачу ЕГЭ. Тьфу, СОВ! И как остальная часть магического сообщества пыталась этому противостоять.
Но именно после "Гарри Поттера" книги, кино, мультфильмы, комиксы и прочее инфопространство заполонили истории про детей или детоподобных существ, от рождения наделенных не только суперспособностями, но и всеми необходимыми для их применения знаниями. Всевозможные феечки, Винкс, дети-шпионы и прочие носители супер-знаний и супер-умений.
Эти ни к кому не пристают со своими "почему?". Это же так скучно и никому не нужно! Учатся они в основном "социальному взаимодействию": с кем и против кого дружить, как стать звездой вечеринки, закадрить наиболее популярного партнера... А учеба... Какая учеба? Они и так способны мир спасти, а заодно и украсить своим существованием! Ну разве что надо уточнить, какое платьишко теперь в моде, а то ведь засмеют и спасать мир не пригласят.
У меня постепенно складывается впечатление, что вот такое изменение образа детства - это следующий ход Министерства. Которое не смогло лихим наскоком сломать систему в лоб, сверху. И теперь внедряет в массовое сознание идею, что детям ничему учиться и не нужно. Мир изначально приспособлен к их удобству, достаточно нажать кнопочку, чтобы получить все желаемое. А чего можно желать? - Только ярких развлечений! Главное, чтобы не возник вопрос: а что произойдет, если кнопочки вдруг окажутся недоступны? Нет-нет, думать вредно!
Это очень страшно, на самом деле. Потому что это прямой путь по укладывании следующих поколений "в ванночку". Тем более, что природой, эволюцией максимум познавательных способностей приходится на детство. Если в это время сломать систему, превратить "почемучку" в поглотителя глянцевой жвачки о супергероях, заблокировать желание учиться, то потом наверстать упущенное будет очень сложно. Если вообще возможно.
При таком агрессивной информационной атаке и родителям приходится менять стратегию воспитания. Если раньше весь мир готов был поделиться с детьми знаниями, то теперь подрастающие дети - чьи-то конкуренты. И родителям приходится решать, что важнее: чтобы дети получили самый яркий день рождения, самую модную куртку, самый крутой мобильник - или полноценные знания, умения, навыки, сохранили способность и желание познавать мир.
К сожалению, кроме самих родителей противостоять маркетингу некому. Так что не ленитесь отвечать на многочисленные "почему", пока дети их задают! Скоро ведь перестанут...
Еще на канале по теме:
Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба