19 июня 1942 года начальник оперативного отдела 23-й танковой дивизии вермахта майор Рейхель вылетел на самолёте "Физилер-Шторьх" Fi156 код 4E+LP в расположение действующих частей - в сторону Волчанска.
С собой майор Рейхель взял документы с планом "Блау" - наступления вермахта на южном фасе Восточного фронта.
Вылетев, майор Рейхель пропал и не вернулся в штаб до темноты. Командир 40-го танкового корпуса (куда входила 23-я дивизия) Георг Штумме приказал искать майора. С передовой сообщили, что видели самолет Шторьх и так как была нелетная погода, то самолёт мог залететь в расположение советских частей.
С утра 20 июня формируется усиленная ударная рота, которую направляют в место возможного падения самолёта Шторьх. Рота добирается до этого места (недалеко от села Сурково Шебекинского района Белгородской области) и обнаруживает разбитый самолёт. Но тел офицера и лётчика с портфелем обнаружено не было. Также было отмечено, что пулемёт с самолёта снят.
Об этом сообщают Штумме, а потом эта весть достигает и самого Гитлера. Тот в ярости и требует выяснить, точно ли были уничтожены документы? Ответа на это в штабе 40-го корпуса дать не смогли.
Но позже к немцам перебежали несколько советских солдат и они подтвердили, что самолет был сбит огнем из стрелкового оружия, офицер и летчик сразу погибли, а портфель с документами был захвачен.
В тот же день немецкая рота совершила вылазку на место падения самолета и вынесла оттуда трупы Рейхеля и летчика, которые идентифицируются как их.
Советские командиры доложили о падении самолёта в расположении 1-го батальона 93-го стрелкового полка 76 стрелковой дивизии (командир батальона старший лейтенант Михаил Яковлевич Скорик) 19 июня:
Огнем стрелков сбит "Мессершмит" , упавший в наше расположение, самолет разбился, экипаж погиб, второй убит при попытке бегства. Захвачены документы, из них есть боевые приказы, которые направлены в штаб. Сведений о потерях нет.
Уже в ночь на 20 июня маршал Семён Тимошенко сообщил о документах в Ставку и отправил их в Москву. Это были 11 документов под грифом "Совершенно секретно" и где были отмечены направления наступления 40-го танкового корпуса и соседних корпусов.
Но в Ставке всех смутило то, что в документах была указана дата - 18 июня 1942 года (возможно была опечатка, так как наступление было намечено на 28 июня). Поэтому документам не было придано значения и их посчитали дезинформацией. И лично Сталин приказал не давать никаких дополнительных частей для усиления Юго-Западного направления, где и готовилось наступление
Позже Сталин все-таки передумал и передал для усиления юго-западного направления танковые части. Но взяли их у Брянского фронта, где и будет нанесен удар в рамках операции "Блау".
А немцы провели военно-полевой суд и сняли с должности Георга Штумме как главного виновника.
Таким образом, утерянные немцами реальные документы наступления "Блау" послужили её успеху. Советское командование посчитало, что они фальшивые и продолжило думать, что летнее наступление вермахта снова будет на Москву. Хотя многие высшие советские командиры были уверены в том, что документы майора Рейхеля были настоящими. Но возразить лично Сталину ни у кого не хватило смелости. Это и предопределило начальный успех немецкого летнего наступления 1942 года.
Статьи канала "История и культура Евразии за январь-декабрь 2021 года"
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2021 годы