Найти в Дзене

Непобежденные

Рассказав о трех сестрах из комсомольской группы антифашистского подполья города Людиново, и об Оле Мартыновой, я не могу умолчать о двух других группах этого подполья, тем более, что одно из них было более чем необычной - церковной. Да, представьте себе, несмотря на весь свой отрицательный опыт общения с советской властью, были священники, боровшиеся с оккупантами, рискуя жизнью своей и близких. Церковная ветвь была тесно связана с третьей, "врачебной" (или "медицинской") группой, поэтому сначала кратко об её участниках.

Прямую связь с партизанским отрядом поддерживала Клавдия Антоновна Азарова (позывной «Щука»), работавшая в городской больнице - по сути командир врачебной группы.

Клавдия Антоновна Азарова
Клавдия Антоновна Азарова

К сожалению, о самой Клавдии известно крайне мало, по сути только год рождения ( 1896, когда началась война, ей было уже за тридцать) и одна единственная нечеткая фотография, приведенная выше. Трудно представить, сколько мужества и героизма оказалось в этой хрупкой женщине с огромными глазами.

Еще про Клавдию мы знаем, что до войны она работала в детской консультации, потом перешла в городскую больницу на должность кастелянши (сестры-хозяйки). В больнице её уважали , хотя ипобаивались. А больные тянулись к ней - она умела найти для каждого нужные слова, их не смущал чопорный вид Азаровой и ее строгость.

Людиново до войны
Людиново до войны

Клавдия Азарова жила в коммунальной квартире на улице Крупской. Её соседкой была Олимпиада Зарецкая, родная сестра протоирея Викторина Зарецкого, руководителя церковной группы Людиновского подполья, о которой я еще обязательно расскажу.

Олимпиада Зарецкая
Олимпиада Зарецкая

Женщины были подругами, несмотря на разницу в возрасте - Олимпиада была на десять лет моложе Клавдии.

Олимпиада Зарецкая до войны
Олимпиада Зарецкая до войны

Олимпиада Зарецкая имела медицинское образование, а перед самой войной окончив курсы, стала главной медицинской сестрой в хирургическом отделении людиновской больницы.

Клавдия Азарова руководила медицинской группой, в которую входили: хирургическая сестра Олимпиада Александровна Зарецкая, Мария Ильинична Белова, Евдокия Михайловна Апатьева (мать одного из членов комсомольской группы подполья Толи Апатьева) и военнопленные врачи – Леонид Соболев и Евгений Евтеенко.

Во время первого освобождения Людиново от гитлеровцев в январе 7 1942 г. командир вернувшемуся в Людиново партизанского отряда сообщил командиру комсомольской группы Алексею Шумовцову, что по заданию командования отряда в городе Людиново помимо него оставлена медицинская сестра Клавдия Азарова, которой поручено поступить на службу в немецкий госпиталь, привлечь себе в помощь кого будет возможно из других медицинских работников и проводить работу по получению разведывательных данных, по обеспечению партизан медикаментами. Состоялась встреча Алексея Шумвцова и Клавдии Азаровой и был решен вопрос о координации действиях обоих групп, если в Людиново снова войдут оккупанты (судя по этому, встреча происходила уже в конце короткого периода освобождения, когда уже стало ясно, что Людиново снова будет оставлена Красной Армией).

Олимпиада Зарецкая (съемка  в документальном фильме 1957 г._)
Олимпиада Зарецкая (съемка в документальном фильме 1957 г._)

Участники медицинской подпольной группы снабжали партизан медикаментами, продуктами, табаком, тайно лечили раненых советских военнопленных, переправляли их в лес к партизанам. Подделав медицинские карты - приписав диагнозы задним числом, как если бы они были поставлены еще до войны, подпольщики спасли более сотни человек от отправки в Германию. Хотя это было очень опасно, но ложный диагноз «туберкулез» или «сифилис» выручали от угона в Германию.

В это трудно поверить, но по словам очевидцев, бесстрашным медикам даже удавалось под самым носом у немцев лечить некоторых партизан и подпольщиков в больнице.

Провал Людиновского подполья в конце октября 1942 года вызвал серию арестов самих подпольщиков и их родных. Но арестованные члены комсомольской группы и под пытками не выдали своих товарищей, и после их гибели "врачебная" группа еще месяц продолжала работать. Но вмешался роковой случай.

При обыске у одного из остановленных полицаями связных партизанского нашли несколько записок. Одна из них была адресована медсестре городской больницы Марии Ильиничне Беловой. Писала ее племянница, медсестра партизанского отряда Капитолина Калинина. Кроме вопросов про сына - семилетний сынишка Калининой Миша оставался в городе на попечении Беловой - в записке содержалось также приказ Клавдии Азаровой от командира партизанского отряда, уже знавшего о начавшихся в городе арестах, немедленно уходить в отряд. Так как Белова никак не могла знать позывного Азаровой «Щука», Золотухин вынужден был проставить ее инициалы — К.А. (И еще была информация, что в записке упоминалась некая Л. К счастью немцы не догадались, что Л значит "Липа", так звали Олимпиаду Зарецкую родные и друзья).

Клавдия Азарова и Мария Белова были арестованы ночью 9 декабря. После пыток, не выдав никого из своих товарищей, они были расстреляны.

Семья Зарецких тяжело пережила мученическую смерть Клавдии Азаровой.

«Ниночка, молись за Клавдию – мы обязаны ей жизнью. Она никого не выдала!»

- так говорил отец Викторин дочери Нине.

А вот Олимпиаде Александровне повезло - ее 19 декабря вызвали на допрос, но не в полицию, а в ГФП (подразделения тайной полевой полиции - нем. Geheimefeldpolizei), к майору СС Антонио Айзенгуту. Тот выяснял, знала ли Зарецкая о связях Азаровой с партизанами и т. п. К самой Зарецкой у немцев никаких претензий не имелось, допрашивали ее не как подозреваемую, а как соседку и сослуживицу Азаровой. Возможно, свою роль сыграла принадлежность к семье священника, которому оккупанты доверяли.

Олимпиада Александровна Зарецкая
Олимпиада Александровна Зарецкая

Оккупанты дорого заплатили за свои амбиции, многие из них нашли свой конец на калужской земле, и немалый вклад внесли в это участники людиновского подполья.

Конец арийских завоевателей
Конец арийских завоевателей

О подвиге участников людиновского подполья долгое время не было известно, и только после открытого суда над карателем Дмитрием Ивановым правда восторжествовала.

Клавдия Азарова была награждены орденоми Красного Знамени (посмертно).

Олимпиада Александровна Зарецкая после войны
Олимпиада Александровна Зарецкая после войны

Олимпиада Александровна Зарецкая была награждена орденом Красной Звезды. Она прожила долгую жизнь - ее не стало уже в наше время, в 1987 году. Похоронена она рядом со своим братом, о. Викторином Зарецким, о нем и его семье речь пойдет в следующем очерке.

Надгробие Викторина и Олимпиады Зарецких
Надгробие Викторина и Олимпиады Зарецких

С уважением, @maksina

При подготовке публикации использованы материалы 1, 2, 3 , 4 благодарю их авторов.