Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

«Немцы должны знать, что Москву не взять». История командира советских кавалеристов Льва Доватора

Оглавление

Жизнь этого отважного воина и умелого командира была такой же быстрой и блистательной, как и сабельный клинок, которым он мастерски владел, несмотря на происхождение их белорусских крестьян.

Начав Великую Отечественную войну в звании полковника, за несколько месяцев самого тяжелого и трагического 1941 года Лев Михайлович Доватор стал генералом. И это в то время, когда многие генералы лишались и званий и даже жизней за неспособность организовать отпор врагу.

Так, в августе 1941 года полковник Доватор во главе кавалерийской группы получил приказ совершить конный рейд по тылам немецких войск на Смоленщине для уничтожения штабов и складов, нарушения коммуникаций и линий связи. 23 августа кавгруппа Льва Доватора прорвала немецкие позиции и ушла в рейд, имея только три десятка станковых пулеметов, для сохранения маневренности от артиллерии он отказался.



Благодаря его командирскому таланту, отлично налаженной разведке и  принятию им грамотных решений в складывающейся обстановке, кавалеристы Доватора  громили врага, наводя на него ужас. За время рейда они уничтожили более 2 500 военнослужащих вермахта, 200 автомашин и 7 танков. Немцы докладывали в штабы о десятках тысяч диких казаков, хотя реальная численность кавалерийской группы составляла всего  3 тысячи сабель.

2 сентября 1941 года кавгруппа Льва Доватора, выполнив боевую задачу, прорвалась к своим. Эта удачная операция имела очень важный психологический эффект, ведь в это время советские войска терпели поражение за поражением.
Благодаря его командирскому таланту, отлично налаженной разведке и  принятию им грамотных решений в складывающейся обстановке, кавалеристы Доватора  громили врага, наводя на него ужас. За время рейда они уничтожили более 2 500 военнослужащих вермахта, 200 автомашин и 7 танков. Немцы докладывали в штабы о десятках тысяч диких казаков, хотя реальная численность кавалерийской группы составляла всего  3 тысячи сабель. 2 сентября 1941 года кавгруппа Льва Доватора, выполнив боевую задачу, прорвалась к своим. Эта удачная операция имела очень важный психологический эффект, ведь в это время советские войска терпели поражение за поражением.

За тот рейд Лев Михайлович Доватор получил звание генерал-майора, а немцы назначили за его голову награду в 100 тысяч марок.

-3

А ведь многим казалось, что кавалерия, в которой он воевал, давно морально устарела: уже в Первую мировую, когда автоматическое оружие, танки и авиация только-только появлялись на полях сражений, она утратила немалую часть своего боевого значения. В 1941 году же танковые и механизированные соединения фашистов рассекали нашу оборону, как ножом, в котлах оказывались целые войсковые соединения и объединения — что тут могла какая-то кавалерийская группа?

Оказалось, нет: еще как может! При умелом подходе к ее использованию, грамотности командира! Отдельная кавалерийская группа Доватора, быстро превратившаяся в корпус, была столь грозной силой, что в бессильной ярости немцы сожгли родное село Льва Михайловича — Хотино, что на Витебщине.

О корнях Льва Доватора и его командирское становление

Родившийся 20 февраля 1903 год в бедной белорусской крестьянской семье Лев Доватор с детства проявлял недюжинную силу воли, так он сумел получить среднее образование, закончив школу в поселке Улла. С самого раннего детства Лев привык к тяжелой батрацкой работе, чуть повзрослев, работал на витебской фабрике.

Как и многие крестьяне, не видевшие с детства ничего кроме бедности и бесконечной тяжелой работы, Доватор встретил весть об Октябрьской революции с нескрываемой радостью. Он помогал организовывать комитеты бедноты в родных  краях, затем учился в губернской партийной школе.



В Красную Армию Лев Доватор добровольцем вступает в 1924 году, и некоторое время служит, заведуя складом 7-й кавалерийской дивизии Западного военного округа, дислоцировавшейся в Минске. А окончив в 1925 году московские Военно-химические курсы, Доватор проходил службу уже командиром химвзвода в той же 7-й кавалерийской дивизии.
В Красную Армию Лев Доватор добровольцем вступает в 1924 году, и некоторое время служит, заведуя складом 7-й кавалерийской дивизии Западного военного округа, дислоцировавшейся в Минске. А окончив в 1925 году московские Военно-химические курсы, Доватор проходил службу уже командиром химвзвода в той же 7-й кавалерийской дивизии.

Но Лев Доватор был весьма настойчив в постижении военного дела, и в последующем он заканчивает Ленинградско-Борисоглебскую кавалерийскую школу командного состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Все 30-е годы Доватор продвигается по кавалерийской служебной лестнице, в 1939 году он с отличием заканчивает Военную Академию им. М. В. Фрунзе и получает назначение на должность начальника штаба Особой кавалерийской бригады в Москве. А перед самой войной Лев Доватор назначается начальником штаба 36-й кавалерийской дивизии, дислоцировавшейся тогда в Беларуси.

Уже много позже будут рассекречены данные о том, что, будучи слушателем Академии, Доватор полгода провел в Испании, осваивая и накапливая опыт действий в тылу противника. Видимо, сыграло роль то, что последний год перед отъездом на учебу он прослужил комиссаром отдельного разведывательного батальона, и потому на испанской земле Доватор оказался в распоряжении Станислава Ваушпасова — старшего советника по разведывательно-диверсионным операциям при штабе 14-го корпуса республиканской армии. Именно из Испании, надо полагать, и привез Лев Михайлович видение тактики мобильных кавалерийских групп в современных войнах, которым позднее воспользовался под Москвой, ведь как раз у франкистов марокканские конники при поддержке бронемашин выполняли роль ударных кулаков.

Боевой путь Льва Доватора в Великой Отечественной войне

Из-за болезни, приковавшей полковника Доватора к госпитальной койке, он не смог доехать к месту нового назначения в родную Беларусь до начала Великой Отечественной войны и в июле 1941 года оказался в распоряжении командования Западного фронта. Тогда же Лев Михайлович получил свой первый боевой орден — Красного Знамени.

В наградном листе, который находим на сайте Министерства Обороны Российской Федерации «Подвиг народа» присутствует странная для того времени формулировка: «...выполнял ответственные задачи Главнокомандующего по передаче оперативного приказа соединениям, а также по доставке боеприпасов на передовые позиции». Много позже стало известно, что Льву Доватору довелось в числе других офицеров обеспечивать безопасность рейда первых советских реактивных установок «Катюша» к Орше, где они 14 июля приняли боевое крещение. А два дня спустя, как следует из того же наградного листа, полковник Доватор «...организовал разрозненные части и с ними ударил по врагу», выбив его из только что захваченного населенного пункта.

Затем полковник Лев Доватор снова отличился, когда немцы уже почти окружили в районе Смоленска наши 16 и 20 Армии и готовились закрыть «котел», захватив переправу через Днепр у деревни Соловьево, через которую и проходила последняя дорога, позволяющая выйти нашим войскам из окружения. Соловьевскую переправу и помог отстоять полковник Доватор, выполнявший в те дни поручения командующего Западным фронтом Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко и оказавшийся у переправы в самый критический момент.

И как мы уже знаем, Доватору тут же поставили задачу на самостоятельные действия в тылу противника. Успешное же совершение конного рейда по тылам противника принесло нашему земляку, ставшему генералом, настоящую славу!

А 2 октября 1941 года на Западном фронте загрохотал «Тайфун» — началось генеральное наступление фашистских войск на Москву.

-5

И конники кавалерийской группы Льва Доватора насмерть стояли у стен Москвы, отличившись в боях на реке Меже и под Волоколамском. 20 ноября его «Отдельная кавалерийская группа» была преобразована в 3-й кавалерийский корпус, который уже 26 ноября стал 2-й гвардейским (!) кавалерийским корпусом. Буквально за пару месяцев кавалеристы и их командир превратились в народных героев
А славному сыну белорусского народа Льву Михайловичу Доватору, о котором по всему Советскому Союзу восхищенные люди сочиняли легенды, было всего 37 лет!

Тогда же проявилась и отмеченная самим Константином Рокоссовским «вдумчивость» Льва Доватора, как командира, отвечающего не только за успех боя, но и за жизни вверенных ему бойцов и командиров. Если командир соседней 44-й кавдивизии 15 ноября бросил свои полки на врага в конном строю прямо «в лоб «и быстро потерял их под артиллерийским огнем противника, то Доватор, нанося 24 ноября контрудар в районе Солнечногорска, сочетал действия спешенных конников и танков, применял маневр, обход с флангов и добился успеха.

Важно: Лев Михайлович не терял присутствия духа даже в самые тяжелые дни и минуты. Вот как вспоминал тот же К. К.Рокоссовский, передавший тогда с офицером–порученцем Доватору записку такого содержания:

«Тов. Доватор! На Вас смотрит вся Европа. Есть возможность отличиться.

Надеюсь на то, что вы решительным быстрым контрударом с танками на Пешки восстановите положение».

На этой записке, полученной от Рокоссовского 25 ноября, Доватор написал: «Европа не Европа, а немцы узнают, что Москву не взять. Доватор».

В тот день немцы были в 30 километрах от северной окраины Москвы.

И Доватор слово сдержал!

-6

Во время начавшегося 5 декабря 1941 года контрнаступления советских войск под Москвой, 2-й гвардейский кавалерийский корпус генерал-майора Доватора после рейда по тылам противника, 19 декабря 1941 года вышел к реке Рузе в районе деревни Палашкино. Готовя очередную атаку, Лев Доватор решил лично осмотреть в бинокль позиции противника. Внезапно гитлеровцы открыли сильный пулеметный огонь, в результате которого Лев Доватор был смертельно ранен.

Через два дня после гибели Льва Доватора, 21 декабря 1941 года, указом Президиума Верховного Совета СССР ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Впоследствии на месте гибели легендарного генерала-кавалериста был установлен памятный обелиск.

-7

Послесловие о герое-белорусе Льве Доваторе

Казаки называли его любимым генералом и слагали о легендарном комкоре песни.

Никто не может сказать, каких высот мог добиться этот незаурядный военноначальник и храбрейший воин, если бы не случайная пулеметная очередь в декабре 1941 года...

Имя Льва Михайловича Доватора стало таким же символом обороны столицы Советского Союза–города Москвы в 1941 году, как и имена комдива генерал-майора Ивана Панфилова или летчика младшего лейтенанта Виктора Талалихина. Все трое даже похоронены рядом на московском Новодевичьем кладбище. Лихие кавалерийские рейды по немецким тылам и умение нанести удар там и тогда, когда и где это будет наиболее эффективно, вывели белоруса генерал-майора Льва Доватора в число лучших советских военачальников первого, самого тяжелого этапа войны. А это превратило его и в одну из солдатских легенд, и в одного из самых опасных противников фашистского рейха и лично Гитлера.

-8

В честь же легендарного командира советских конников в СССР его именем были названы улицы в 23 городах, несколько морских и речных судов.

В Беларуси именем Льва Михайловича Донатора названы улицы в Витебске, Гродно и Слониме, в городском поселке Октябрьский Гомельской области, а также электропоезд Белорусской железной дороги.

А в агрогородке Ратомке Минского района его имя носит конезавод, входящий в Республиканский центр олимпийской подготовки конного спорта и коневодства.

И все же выскажу суждение о том, что сделано у нас в Беларуси далеко не все, чтобы сохранить память о Льве Михайловиче Доваторе. И надо перенимать замечательный опыт наших российских друзей.

Так, в подмосковном городе Дедовске школа №4 носит имя нашего земляка, там ежегодно 19 декабря проходят линейки памяти легендарного генерала, а к 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне на здании школы открыли и мемориальную доску Льву Доватору.

-9

И это не единичный пример, мемориальные доски нашему земляку есть и в других российских городах, открыта она и в школе № 2098 в Москве, носящей его имя. В церемонии открытия приняли участие дочь легендарного кавалериста Рита Львовна Доватор и делегация казаков из села Палашкино Рузского района. Бой около этого населенного пункта 19 декабря 1941 года стал для Льва Михайловича последним, в селе установлен памятник в честь героя.

-10
-11

Герои Великой Отечественной войны вечно живут в нашей памяти, в наших сердцах, независимо от того, находятся ли они сегодня в строю или нет. Они всегда с нами и всегда будут живым примером. А светлые, радостные, хоть и наполненные горьким дымом пожарищ, майские дни 1945 года, дни Победы, мы нее имеем морального права забыть... Пока жива наша  память о  наших Героях и их подвигах, живы и они.  ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ НАШИМ ГЕРОЯМ!

Автор статьи: Владимир Касьянов