К концу января 43-го группировка в Сталинграде была разделена на две части. Моральное состояние немецких войск резко упало, началась массовая сдача в плен немецких войск. За три дня января попало в плен 15000 солдат и офицеров.
Красная Армия вела уличные бои в южной части вражеской группировки и вышла в центральную часть города. 38-я мотострелковая бригада и 329-й инженерный батальон наступали в направлении площади Павших борцов, встретились с ожесточенным сопротивлением в 2-х зданиях по ул. Ломоносова.
Одно здание захватили и взяли пленного. Было установлено, что здания представляют собой опорные пункты на подступах к Центральному универмагу. В подвале универмага размещается штаб 6-й армии и командующий.
Ночью 31 января здание взяли в кольцо и блокировали. Телефонные провода перерезали. Началась перестрелка с охраной штаба. Из подвала вышел личный адъютант Паулюса, полковник Вильгельм Адам. Адъютант заявил, что немецкое командование желает вести переговоры.
Сразу доложили командующему 64-й армии генерал-лейтенанту Шумилову, который установил время переговоров с 8.00 и до 10.00 31.01.1943 г. Войскам было запрещено открывать огонь.
Полковник Адам повел наших переговорщиков. Представители встретились с начальником штаба Шмидтом и командиром южной группы Роске.
Было заявлено, что переговоры о капитуляции Паулюса будут проводиться только с представителями Рокоссовского или штаба армии. Уже в 8.15 в штаб 6-й армии прибыли представители из штаба 64-й армии.
Представителей на входе в штаб попытались проверить на полномочия для ведения переговоров, делегация требование отклонила. Данное действие сразу вызвало замешательство и растерянность среди офицеров штаба.
Появлении делегации в подвале универмага вызвало панический шум и смятение, провели в комнату штаба. В комнате находился начальник штаба Шмидт и Роске, кроме них переводчик и адъютанты, всего семь человек. Комната была освещена лампой.
Присутствующие в комнате несколько растерялись, встали и поприветствовали делегацию, представились. До делегации довели, что Паулюс находиться в отдельной комнате. Командующий не здоров и войсками не командует. Группами войск командуют назначенные Паулюсом генералы. Паулюс сейчас это частное лицо, переговоры будет вести генерал-лейтенант Шмидт.
Делегация предъявила свой ультиматум о немедленном прекращении сопротивления и капитуляции южной группировки. Условия были приняты, но с оговорками.
Генерал-фельдмаршала Паулюса не подвергать допросам, все показания он будет давать только генерал-полковнику Рокоссовскому. Потребовали обеспечить безопасность Паулюсу. Хотя Паулюс сейчас частное лицо, но пока он не уйдет, чтобы немецкие солдаты были с оружием. После отъезда он перестает отвечать за действия своих подчиненных.
Все данные условия изложил Шмидт, трогательным тоном он добавил, что сердце генерал-фельдмаршала может не выдержать картины разоружения немецких солдат.
В темном коридоре штаба собралось более 250 офицеров и солдат, царила атмосфера полной растерянности и повышенной нервозности.
После непродолжительных переговоров с полковником Лукиным, немцы стали сдаваться в плен. Почти на всех участках началась массовая сдача в плен. Только в районе школы продолжала бой одна немецкая рота.
Вызвали немецкого офицера и передали распоряжение Роске, распоряжение было немедленно выполнено. Больше опорных пунктов в южной группировке не осталось.
Все требования немецкой стороны были приняты, в немецкие части отправлены офицеры с приказом о прекращении сопротивления и сдаче. Против воли Паулюса офицеры и солдаты стали бросать свое оружие.
В это время обсуждался вопрос о пленении штаба и Паулюса. По истечение установленного срока для сборов Паулюса и его свиты, Шмидт представил делегацию Паулюсу.
Выглядел он неприглядно, измученный болезнь человек. На предложение отдать северной группировке приказ прекратить сопротивление, он заявил, что отсутствует связь и он не является командующим войск данной группировки.
Паулюса со свитой привели в штаб 64-й армии. На момент выхода уже стояла наша охрана, от немецкой охраны никого не осталось. Немцы стояли в огромной колонне на площади, Паулюс эту картину выдержал, напрасно начальник штаба беспокоился.
На генерал-фельдмаршала произвело удручающее впечатление выступление по радио Гебельса. Он ни одним словом не обмолвился об войсках в Сталинграде и самом Паулюсе.
На собрании ближних командующий заявил, он больше не будет командовать войсками, он частное лицо. Тут же назначил командующих групп.
Из краткого описания пленения штаба 6-й армии и генерал-фельдмаршала Паулюса. Из фонда Центрального архива Минобороны.
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-«нравится» и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.