Найти в Дзене

Почему «Тихий Дон» стоит исключить из школьной программы?

Оглавление

Все мы помним, как читали в старших классах великую русскую литературу. Как правило, в этот период школьная программа предлагает практически неподъемные для современного подростка произведения — возьмем хотя бы «Войну и мир» или «Преступление и наказание». Но, пожалуй, самым спорным произведением становится «Тихий Дон» Шолохова.

Его предлагают исключить из школьной программы по разным причинам: кому-то не нравится объем эпопеи, кто-то возмущен, что школьники читают роман с пометкой 18+. Некоторые с этим не согласны, ведь в произведении представлена целая эпоха в жизни страны, а его автор получил Нобелевскую премию по литературе. Но какими бы ни были аргументы «за», все же кажется, что школьникам рано читать «Тихий Дон». Сегодня мы расскажем почему.

Автор: Кирилл Сивков

Как составляют списки литературы?

Возможно, в школе вы задавались вопросом, почему вам приходится читать огромные тома с множеством непонятных слов или целыми абзацами на французском. Однозначного ответа нет: ученые и педагоги постоянно спорят о том, какие книги должны входить в обязательную программу. Но все же произведения попадают в список литературы не без причины.

В начальной школе нет такого предмета, как литература — есть чтение: школьники только учатся читать и понимать прочитанное. Изучать литературу они начинают в 5 классе: читают Стивенсона, Верна, Твена и сказки Пушкина. На примере произведений, которые их по-настоящему увлекают, они учатся различать жанры и осваивают основные темы.

В классах постарше подростки начинают интерпретировать художественные тексты и изучают их в контексте истории. Проблематика становится сложнее, а страниц в книгах все больше.

Старшеклассники учатся анализировать крупные произведения и наряду с 4 томами «Войны и мира» читают «Тихий Дон». Но зачем?

-2

Исторический контекст

Когда в школе проходят «Тихий Дон», главная задача, стоящая перед учителем, — приобщить учеников к истории России. Действие романа разворачивается во время Первой мировой и Гражданской войн, и в нем с разных сторон показывается донское казачество. Кроме того, интересна история публикации романа. Первый, второй и третий тома выходили в период с 1928 г. по 1932 г. в журнале «Октябрь», последний же том публиковался в журнале «Новый мир» в 1937–1940 гг.

Уже по датам видно, что роман появился в переломную эпоху в жизни страны. Если в 20-е гг. свобода писательской мысли еще существовала, то к началу 30-х гг. все публикации уже внимательно и сурово цензурировались.

Вспомните, например, Булгакова. В 1925 г. он мог опубликовать роман «Белая гвардия», позже переделанный в пьесу «Дни Турбиных». В критике писали, будто бы автор «идеализирует белогвардейщину», но Сталин, несмотря на всю спорность пьесы, высоко ее оценил; существует даже легенда, что вождь смотрел этот спектакль аж 15 раз. В 30-е же Булгакову уже приходилось писать в стол.

Писательская судьба Шолохова сложилась благоприятнее, но и он не избежал скандала. Сразу же после выхода «Тихого Дона» автора обвинили в плагиате и оправдании белогвардейского движения. Чтобы восстановить честное имя, Шолохову пришлось обратиться к самым высокопоставленным людям.

Например, к М. Горькому. Тот прочитал готовящиеся к публикации главы, отметил в них некоторые идеологические неточности, но к публикации допустил.

-3

Однако даже после разрешения Горького роман отказались публиковать. Действительную силу возымело только вмешательство Сталина, который после встречи с писателем на даче Горького сказал: «Изображение хода событий в третьей книге “Тихого Дона” работает на нас, на революцию!» Только после этого она была напечатана.

Более того, Сталин, по всей видимости, считал Шолохова значительным писателем. В 1932 г. он писал Кагановичу:

У Шолохова, по-моему, большое художественное дарование. Кроме того, он — писатель глубоко добросовестный: пишет о вещах, хорошо известных ему.

Случай Шолохова, безусловно, интересен с точки зрения взаимодействия власти и писателя. Школьникам об этом знать необходимо, чтобы представлять, насколько сложна история страны, в которой цензурные ограничения принимали порой уродливые, антигуманные формы. Однако об этом можно узнать и из произведений других писателей.

Например, из поэмы «Реквием» Ахматовой мы узнаем о трагической судьбе поэтессы, о ее наполненных отчаянием письмах к вождю, где она умоляет освободить невинно осужденного сына.

Еще один текст, отражающий события начала XX века, — роман Мариенгофа «Циники», погружающий в атмосферу революционного безвременья. При этом оба произведения читаются гораздо быстрее и легче, чем «Тихий Дон».

Михаил Шолохов
Михаил Шолохов

Художественная ценность

Еще одна задача, которую решает школьное образование, — это научить школьника разбираться в художественных особенностях текста. И здесь «Тихий Дон» открывает большие просторы для анализа. Мы с первых страниц сталкиваемся с огромным количеством диалектизмов, а еще с натуралистичностью: Шолохов не жалеет красок, описывая разного рода физиологические проявления, насилие, уродства.

Он описывает быт простого казака. Это грубый мир прямолинейных людей, где человека, выделяющегося из общей массы, могут жестоко убить.

Вспомните, например, эпизод с турчанкой, которую обвинили в колдовстве и просто забили насмерть. Или сцену с коллективным изнасилованием. Да, оба эпизода натуралистичны, но прописаны они с удивительным художественным мастерством и, думается, необходимы для достоверного изображения войны.

Некоторые считают, что подобные описания могут шокировать старшеклассников или как-то негативно повлиять на их психику. Едва ли это так, но подросткам действительно не стоит читать эту книгу: скорее всего, они ее просто не поймут, ведь у большинства еще нет навыков для анализа таких крупных текстов. Именно эти навыки и формируются в старших классах, но произведения из школьной программы оказываются чересчур объемными. Вспомните, было ли вам дело до языковых изысков Шолохова, когда вы учились в школе? Или вы думали только о том, чтобы успеть прочитать очередную главу к уроку?

Почему старшеклассникам рано читать «Тихий Дон»?

«Тихий Дон» — действительно значимое произведение русской литературы.

И именно поэтому стоит исключить его из школьной программы: чтению такого масштабного текста следует отвести целый университетский курс.

Старшеклассникам, занятым подготовкой к ЕГЭ и репетиторами, вряд ли удастся дочитать роман до конца. Кажется, что только очень увлеченный литературой школьник прочитает «Тихий Дон» на летних каникулах от корки до корки. Остальные довольствуются кратким содержанием, не имеющим никакой художественной ценности, и запомнят в лучшем случае сюжет — но и его предпочтут забыть, как страшный сон.

А вы читали в школе «Тихий Дон»? Что думаете об этом романе?

Литература XX века становится значимым документом эпохи. О многообразии точек зрения и подходах к описанию одних и тех же фактов истории мы рассказываем на курсе «История литературы за 24 часа».