Ожидаемое повышение тарифов на электроэнергию – это следствие кризиса в энергетической системе Армении.
Об этом Armenia Today заявил доктор политических наук, профессор Российско-Армянского университета, президент института энергетической безопасности Ваге Давтян, комментируя обсуждения по новым тарифам на электроэнергию.
«Конечно, формально система продолжает функционировать, возводятся новые мощности, модернизируются старые, однако при рассмотрении вопроса не в рамках потребительской парадигмы, а с точки зрения безопасности мы неизбежно сталкиваемся с кризисными тенденциями. И в этом смысле то, что власти представляют в качестве причины повышения тарифов, есть на самом деле следствие системного кризиса. Комиссия по регулированию общественных услуг, а вслед за ней и электрические сети выделяют две базовые причины – проблему эксплуатации 5-го энергоблока Разданской ТЭС и осуществление выплат по кредиту, привлеченному для модернизации Армянской АЭС. На первый взгляд всё выглядит более чем объективно, однако при более глубоком рассмотрении вопроса мы видим, что это не совсем так», - отметил эксперт.
Он, во-первых, отметил, что проблемы эксплуатации энергоблока «Раздан-5» обусловлены провалом стратегии экспорта на внешние рынки, в частности в Иран. Будучи одним из крупнейших генерирующих объектов в стране, «Раздан-5» изначально был нацелен на активизацию экспорта, на нем собственно и строилась вся бизнес-модель ее эксплуатации, которая, в частности, непосредственно связывалась со строительством 3-й высоковольтной воздушной ЛЭП Иран-Армения в рамках электроэнергетического коридора «Север-Юг» (Иран-Армения-Грузия-Россия).
«ЛЭП должна была быть сдана в эксплуатацию еще в 2019 году, однако проект всё еще находится в парализованном состоянии и не готов даже наполовину. В результате мы наблюдаем за активизацией энергетического диалога между Тегераном и Баку с решением синхронизировать электроэнергетические системы по логистике Иран-Азербайджан-Россия. Что касается внутреннего экономического эффекта, то, согласно газовым соглашениям от 2013 года, норма внутренней доходности собственника блока – компании «Газпром Армения» – должна составлять 9%, показатель этот необходимо обеспечить в том числе по части «Раздан-5». Это формирует серьезную нагрузку на систему, что неизбежно влияет также на тарифы. В целом, в результате сложившейся ситуации, по части блока собственник накопил долги до 100 млн долларов и заявляет о необходимости инвестировать 16 млн евро для ремонта газовой турбины», - сказал Ваге Давтян.
Что касается АЭС, то, по его словам, выплаты по кредиту действительно формируют дополнительное тарифное бремя, однако проблема сводится опять-таки к серьезному отставанию от графика ремонтных работ на станции. С начала 2021 г. Ереван начал выплаты по кредиту, тогда как АЭС была подключена к сети лишь в середине октября. Выходит, что в условиях, когда АЭС не выдавала в сеть ни киловатта, армянская сторона начала выплаты.
«В целом, повышение тарифов неизбежно скажется на уровне социально-экономической безопасности страны, отражаясь, прежде всего, в росте потребительских цен, и без того выросших за январь-октябрь на 6,9%, что, в свою очередь, также стало следствием повышения тарифа на электроэнергию на 3 драма в феврале текущего года», - заключил эксперт.
Ранее сообщалось, что 23 декабря в Комиссии по регулированию общественных услуг (КРОУ) состоится рабочее обсуждение по пересмотру тарифов на электроэнергию. КРОУ рассмотрит вопрос увеличения основного тарифа на 5.5драма за кВт.ч, в среднем - на 4.7 драма за кВт.ч. В результате анализа различных факторов выяснилось, что в условиях действующих тарифов финансовый разрыв в системе электроснабжения страны в новом тарифном (с 1 февраля) 2022 году составит 23.8 млрд драмов. Основной причиной отрицательного финансового баланса в электроэнергетической системе является высокая долговая нагрузка энергогенерирующих и энергораспределительных компаний. Это касается финансовых обязательств ЗАО «Газпром Армения» перед станцией «Раздан-5» (ежегодно 31,79 млн долларов США) по соглашению, подписанному между правительствами Республики Армения и Российской Федерации.
Отмечается, что именно в рамках этих договоренностей Армения может претендовать на стабильную цену поставок российского газа в течение 10 ближайших лет по цене 165 долларов за 1000 куб.м. Процесс модернизации ЗАО «Армянская атомная электростанция», значительно увеличил расход станции на погашение и обслуживание льготных кредитов, полученных под гарантию Правительства Республики Армения. Таким образом, КРОУ рассмотрит следующие предложения: оставить без изменений тарифы для социально незащищенных слоев населения (11% от числа абонентов-резидентов); тарифы для резидентов, потребляющих до 200 кВтч в месяц (55% абонентов-резидентов), повысить на 1,5 драма / кВтч (с учетом НДС); тарифы для жителей с ежемесячным потреблением 201 - 400 кВтч (составляют 25% от общего числа абонентов-резидентов) увеличить на 3.5 драма / кВтч (с учетом НДС), а для остальных потребителей – повысить тариф на 5.5 драм / кВтч (с учетом НДС).
Читай больше новостей на нашем сайте
#Ваге Давтян #Кризис в энергетической системе Армении #КРОУ #Повышение тарифов на электроэнергию