По итогам 2021 года из числа значимых триггеров, оказывающих влияние на динамику фондовых индексов, аналитики «Фридом Финанс» исключили факторы торговых войн и политических трений, сформулировав в годовом обзоре перспектив 2022 года новый перечень важных переменных, которые могут оказать влияние на вектор движения фондовых индексов в 2022 году.
Драйверы роста
Продолжение восстановления экономики США. Высокие (+4%) темпы роста ВВП и сокращение безработицы до 3,8% будут стимулировать увеличение деловой активности и потребительской уверенности населения, что позитивно повлияет на динамику выручки и прибыли американских компаний.
Чистый кумулятивный прирост личных сбережений. Потенциально важным фактором поддержки роста ВВП станет значительное чистое увеличение объема личных сбережений населения США с начала пандемии, которое за счет государственных стимулов и сокращения расходов составило $2,5 трлн. При условии стабилизации потребительской уверенности это будет способствовать усилению спроса на отдельные группы потребительских товаров и сервисов.
Чистый прирост объема денежных остатков на счетах компаний. По оценкам Barclays Research и Refinitiv, с начала пандемии чистый прирост денежных средств на счетах компаний США составил около $500 млрд, в результате их объем приблизился к $2 трлн. Данный факт вкупе с восстановлением макроэкономических показателей и улучшением финансовых результатов компаний будет стимулировать увеличение объемов выкупа акций и дивидендных выплат.
Лекарство от COVID-19. На текущий момент преждевременно делать выводы относительно эффективности Paxlovid в борьбе с пандемией коронавируса. Вместе с тем в ходе фазы II/III испытаний EPIC-HR было доказано, что его прием в течение трех дней после обнаружения симптомов COVID-19 на 89% снижает вероятность тяжелого течения заболевания, необходимость госпитализации и риск летального исхода. Широкое применение этого сравнительно доступного по цене препарата может стать качественным дополнением к кампаниям вакцинации и ревакцинации.
Принятие программы социальных расходов. Несмотря на принятие в Конгрессе сокращенного варианта финансирования программы, предусмотренные в ней дополнительные бюджетные расходы объемом $1,75 трлн на ближайшие 10 лет способны поддержать и стабилизировать рост ВВП США в среднесрочной перспективе.
Риски
Инфляция и повышение ставок. Рыночные ожидания в отношении инфляции начали меняться в конце 2021 года. Комментарии некоторых членов Комитета по открытым рынкам (FOMC) и главы ФРС инвесторы интерпретировали как сигнал к ускорению сворачивания программы QE и пересмотру сроков повышения ключевой ставки. По итогам последнего в текущем году заседания ФРС было объявлено о планах трижды повысить ставку в 2022-м и 2023 годах и дважды — в 2024-м.
Уровень ставок и тренды на их изменение важны для ценообразования на рынке акций, но эти факторы оказывают ограниченный эффект на динамику фондовых индексов. Как можно видеть на графике ниже, начало цикла повышения ставок или активизация этого процесса сопровождались коррекцией в 1982-м, 1984-м, 1985-м, 1994-м, 1999-м, 2015-м и 2018-м. В средне- и долгосрочной перспективе выраженная зависимость между восходящей динамикой процентных ставок и индексов фондового рынка отсутствует. Аналогичный результат дает регрессионный анализ, в том числе с лагом на один и два квартала. В этой связи ужесточение риторики регулятора может стать дополнительным импульсом для коррекции.
Высокая инфляция не только стимулирует ужесточение денежно-кредитной политики в США, но и способна оказать негативный эффект на маржинальность американских компаний. В Barclays Research подсчитали, что в 1970-х ускорение инфляции обусловило падение их чистой рентабельности с 6,5–7% в 1950-60 годах до 5-5,5%. В то же время этот процесс был постепенным.
Появление новых штаммов COVID-19. Одним из факторов риска для рынка остается вероятность появления более заразных и устойчивых к существующим вакцинам вариантов коронавируса. Очередное ухудшение эпидемической ситуации в мире приведет к обострению производственных и логистических проблем, а также к возобновлению локдаунов в отдельных регионах. Мы оцениваем вероятность развития данного сценария как невысокую, но и не нулевую. По данным UK Health Security Agency, уровень летальности альфа-штамма COVID-19 составлял 1,9%, у вариантов «бета» и «дельта» он находился на отметках 1,2% и 0,5% соответственно. В этой связи летальность «омикрона» едва ли будет выше, чем у предыдущих разновидностей. На 10 декабря 2021 года полную вакцинацию прошло 42,7% населения планеты. Согласно разным оценкам, когда эта доля достигнет 70-90%, появятся основания говорить о фактической победе над пандемией.
Перебои в цепочках поставок. Во второй половине 2021 года ряд компаний, включая производителей полупроводников, потребительской электроники, автомобилей и других продуктов, столкнулись с перебоями в поставках. Это привело к появлению дефицита комплектующих и оказало давление на продажи и прибыли. Данный фактор риска, на наш взгляд, будет постепенно ослабевать в течение 2022 года, хотя связанная с ним неопределенность сохранится. В условиях недостаточности запасов в ряде отраслей усугубление проблем с поставками будет оказывать ощутимый эффект на котировки отдельных компаний.
Динамика маржинальности. Одной из ключевых причин позитивной динамики фондового рынка и корпоративных прибылей в 2021 году стал активный рост маржинальности американских компаний. Полагаем, что в 2022-м под влиянием эффекта высокой базы, инфляционного давления и восстановления части расходов, исключенных из бюджетов в период пандемии, компаниям будет очень сложно улучшать рентабельность. Если операционные расходы будут расти значительно быстрее выручки, индекс S&P 500 попадет под сильное давление.
В целом мы оцениваем перспективы рынка в 2022 году нейтрально-позитивно. По нашему прогнозу, рост EPS входящих в индекс S&P 500 эмитентов составит 9-14%.
Наш оптимистичный таргет по S&P 500 на конец 2022 года — 5040 пунктов.
В течение всего 2022-го прогнозируем повышенную волатильность. Особенно резкими могут быть ее всплески в первой половине года, когда ФРС может конкретизировать свои планы в отношении дальнейшей монетарной политики. Мы ожидаем, что ее ужесточение активизирует переток капиталов из акций «роста» в бумаги проциклических и проинфляционных секторов. Особым спросом будут пользоваться акции финансового, энергетического, сырьевого сектора (в том числе компаний, выпускающих химудобрения), бумаги эмитентов из индустрии здравоохранения, а также производителей товаров длительного пользования. На 10 декабря 2021 года акции компаний «роста» переоценены по сравнению со средними значениями, акции «стоимости» выглядят более привлекательно для покупки.
#s&p500 #ФРИДОМФИНАНС #ФОНДОВЫЙРЫНОК #АКЦИИ #США #ПРОГНОЗ #ИНВЕСТИЦИИ