Премии качества как стратегия совершенствования
Мирнинского регионального технического колледжа
Березовой Владимир Викторович,
директор государственного автономного профессионального
образовательного учреждения Республики Саха (Якутия)
«Региональный технический колледж в г. Мирном»
Общепризнано, что Премии качества, их критерии и модели находятся в авангарде современных методов управления, а принципы конкурсов, становятся принципами ведения бизнеса и концептуальной основой национальной политики в области качества.
Региональный технический колледж в г. Мирном является лауреатом Премии Правительства Российской Федерации в области качества 2015 г. и Премия Содружества Независимых Государств в области качества продукции и услуг 2017 г. Участие в Премии качества колледж рассматривает прежде всего как модель совершенствования и как инструмент управления.
Комплексная оценка деятельности при проведении самообследования по модели Премии Правительства в 2015 г. позволила выстроить эффективную и динамично развивающуюся систему «Колледж-регион», отвечающую экономическим, экологическим и социальным условиям экосистемы Западной Якутии. Так, для решения задач устойчивого развития в будущем была выбрана трансформационная стратегия управления, вызванная необходимостью перестройки политики колледжа с приходом нефтегазовых компаний на территорию района.
В течение трех лет за счет присоединения четырех мелких образовательных организаций Мирнинского района, находящихся в разных населенных пунктах, создан многофункциональный многоуровневый комплекс, все филиалы которого имеют свою специализацию. Приоритетным направлением остается подготовка кадров для алмазодобывающей промышленности, которая ведется на протяжении 48 лет. В рамках алмазодобывающего кластера выстроены эффективные механизмы взаимодействия и привлечения подразделений компании к реализации совместных программ и проектов, что позволило Колледжу выступить инициатором открытия на базе МРТК нефтегазового кластера и перепрофилировать один из филиалов на специальности энергетики, нефти и газа, что является свидетельством постоянного поиска лучших бизнес-решений. Одним из эффективных инструментов построения взаимодействия с нефтегазовыми компаниями служит кластерный менеджмент, позволивший перейти от «видимости» кластера к реализации конкретных проектов, как «Цифровой специалист в нефтегазовой отрасли». Данный проект стал результатом обучения в Московской школе управления «СКОЛКОВО» команды из представителей колледжа и нефтегазовых компаний. В рамках данного проекта за счет федерального гранта в размере 44, 9 млн. рублей сданы в эксплуатацию мастерские по компетенциям «Добыча нефти и газа», «Интеллектуальные системы учета электроэнергии», «Промышленная робототехника», ежегодно открываются новые направления подготовки.
Еще одна возможность совершенствования, которую предоставляют премии качества, – бенчмаркинг. Показательным примером развития бенчмаркинга является эталонное сопоставление с ведущими организациями, как «Центр подготовки кадров – Татнефть», что позволило колледжу разработать совместно проект «Фабрика процессов полного цикла», моделирующий полный технологический цикл реального месторождения, что позволяет расширить портфель актуальных программ профессионального и дополнительного образования по нефтяному профилю и смежным направлениям, реализовать программы по совместному использованию инфраструктуры.
Постоянная работа по модели премии, позволяет выявлять ключевые изменения в том, как мы работали и что должны сделать, чтобы остаться конкурентоспособными, создавать и предоставлять устойчивые ценности для заинтересованных сторон, а прежде всего потребителям. Примером служат изменения в организации учебного процесса. Образовательный процесс выстраивается в рамках программы «Теория двух ключей». Новая образовательная модель, в основании которой положены два ключевых действия pult –«вытащить» и использовать знания, push – «продвижение» результата работы, привела к пониманию конкурентоспособности как смены парадигмы «набора компетенций» на «личную стратегию конкурирования». Первый «ключ»- это собственно диплом МРТК как «ключ в промышленность» для выпускников, второй «ключ» - это короткие образовательные программы и проекты, завершающиеся или не завершающиеся сертификацией. Студенты сами определяют компетенции, которые будут эффективны в процессе обучения и построении его дальнейшей карьеры.
Для руководителей и сотрудников участие в конкурсах качества послужило толчком по устранению профессиональных и методических дефицитов, структурирования портфелей индивидуальных карьерных траекторий, где одним из эффективных инструментов стала подготовка экспертов. Ежегодно увеличивается экспертное сообщество колледжа, в числе которых два эксперта Премии Правительства РФ в области качества, два эксперта Министерства образования и науки РС(Я) и более 20 экспертов чемпионатов Worldskills и экспертов по проведению демонстрационных экзаменов.
Приведенные примеры показывают, как применение модели Премии качества позволяет колледжу добиваться успеха, создавать устойчивые ценности для наших ключевых партнеров в соответствии с его ключевой идеологией:
МЫ ХОТИМ стать лучшим учебным заведением
в Республике, на Дальнем Востоке и во всей России
МЫ ВЕРИМ, что лучшее учебное заведение
готовит лучших конкурентоспособных специалистов.
МЫ ДЕЛАЕМ ВСЕ, чтобы научить наших студентов
самостоятельно приобретать необходимые знания.
Не останавливаясь на достигнутом и с целью дальнейшего развития колледж принял участие в Премии Правительства Российской Федерации в области качества 2021 г. и успешно прошел заочный и очный этапы.
Пресс-служба ГАПОУ РС (Я) «Региональный технический колледж в г. Мирном».
#МРТК #Мирнинскийколледж #СПО #Якутия #Мирнинскийрайон #Алмазныйкрай #директорМРТК #деловаяРоссия #БерезовойВВ #ПремияКачества
Ссылки по теме: