В Красной Армии во время Великой Отечественной войны была «именная техника» - танки, самолеты, корабли носили собственные имена в честь людей, организаций и территорий, которые оплатили своими средствами их постройку.
Всего в Фонд обороны за годы войны от населения поступило более 17 миллиардов рублей наличными, 13 кг платины, 131 кг золота, почти 10 тонн серебра, а еще 4,5 миллиарда рублей - в облигациях государственного займа. Историки считают, что всего население (или с населения?) собрало свыше 118 миллиардов рублей. Это равнялось среднегодовым расходам на нужды всей Красной Армии.
Итак — целый год войны из четырех был оплачен из зарплат и сбережений советских граждан! На эти деньги было построено 2,5 тысячи самолетов, свыше 30 тысяч танков и САУ, 8 подводных лодок, бронепоезда и другая боевая техника, а также выпущены продовольствие, обмундирование, боеприпасы.
Что это было: исключительно патриотический порыв? Или «добровольно-принудительный» сбор пожертвований? Ответ на этот вопрос не так однозначен.
В военное время советская пропаганда, что естественно и правильно, представляла сбор средств как народный отклик на призыв «Все для фронта, все для победы!». Но трудно поверить, что явление было исключительно добровольным. Ведь зарплата рабочего была всего от 500 до 1000 рублей, из которых половину люди и не видели — их «жертвовали» в тот же Фонд обороны или выплачивали «фантиками» облигаций госзайма, по госценам (по карточкам) продавался весьма скудный набор продуктов, а цены на рынках были очень «кусачими».
Фонд обороны был создан уже летом 1941 года, в качестве «стихийной инициативы масс». Во всех отделениях Госбанка СССР были открыты спецсчета, на которые принимались взносы: личные денежные накопления, драгоценности, золото, серебро, авторские гонорары и государственные премии, выигрыши по лотереям, средства, заработанные на воскресниках. Например, Сергей Рахманинов перечислил в фонд Красной Армии весь гонорар от концертов в США.
Одним из флагманов народного сбора денег стал саратовский крестьянин-пчеловод Ферапонт Петрович Головатый. В 1942 году он продал двух коров и более центнера меда со своей пасеки, и оплатил стоимость истребителя Як-1. Самолет был передан летчику 31-го гвардейского истребительного авиаполка 8-й Воздушной армии Сталинградского фронта Борису Еремину.
Борис Николаевич Еремин — 1913 года рождения, воевал с японцами на озере Хасан в 1938 году, на Великой Отечественной — с первых ее дней. За годы войны Еремин совершил 342 боевых вылета, провел более 100 штурмовок позиций противника, в 70 воздушных боях сбил 23 немецких самолета. Дважды сам был сбит и дважды ранен. В годы войны был награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Боевого Красного знамени (и еще двумя — после войны!). Дважды (в 1944 и 1945 годах) представлялся к званию Героя Советского Союза, но получил Героя лишь 5 мая 1990 года по Указу Президента СССР.
На подаренном Ферапонтом Головатым «Як-1Б» (заводской номер 08110) Еремин отлетал два года. Когда машина «с горкой» навоевалась, ее списали. Еремин в письме Головатому сообщал: мол, спасибо за самолет, машина прошла славный боевой путь, но теперь выработала ресурс и отправлена в музей.
Узнав, что «его» самолет больше не воюет, Ферапонт Петрович сдал деньги на второй истребитель, Як-3. Но с условием — что сражаться на нем будет Борис Еремин. На этом снимке (источник warheroes.ru) — Ферапонт Петрович Головатый (слева) передает второй самолет, Як-3, майору Еремину. Снимок мая 1944 года. На фюзеляже надпись: «От Ферапонта Петровича Головатого 2-й самолёт на окончательный разгром врага».
Первый самолет, Як-1Б, сейчас - в Саратовском музее боевой славы. Як-3 в 90-е годы ХХ века из музея ОКБ им. Яковлева продали в музей авиации в США (Санта-Моника, Калифорния). После многочисленных просьб Еремина и его товарищей в различные инстанции вернуть самолёт, в декабре 2014 года самолёт был возвращён в Россию.
Несколько слов о самом дарителе. Ферапонт Головатый — 1890 года рождения. К началу войны ему 51 год. С пороком сердца его на фронт не призвали. В царской армии Головатый служил в лейб-гвардии кирасирском Его Величества полку и охранял царскую семью. Во время первой мировой войны был храбрым пулеметчиком, награжден Георгиевскими крестами 2-й, 3-й и 4-й степеней. В гражданскую сражался в Первой конной армии.
Оба сына Головатого, старший Степан и младший Николай, а также три зятя, ушли на фронт, и он с супругой Марией Тарасовной поднимал девятерых внуков, старшему из которых было девять лет, младшему - два годика.
А неофициальная история такова: в 1937 году Головатого едва не «раскулачили» в Сибирь, хотя он еще в 1930 году вступил в колхоз и был даже председателем сельсовета. Ферапонт Петрович просидел почти год в тюрьме, но за него лично походатайствовал «всесоюзный староста» Калинин. Из этого порой делается вывод, что перед Головатым стоял выбор: либо «покупка» истребителя, либо зона или ссылка. Как оно было на самом деле — Бог весть. Но деньги на второй самолет Головатого точно сдавать никто не заставлял... А в 1948 году Ферапонт Головатый был удостоен звания Герой Социалистического труда.
А вот еще история. Этот снимок был опубликован в газете «Комсомольская правда» №180 (5582) от 1 августа 1943 года - колхозники колхоза им. М. Горького Анастасовского сельсовета Порецкого района Чувашской АССР Мария Филипповна и Илья Андреевич Шармановы с экипажем именного танка Т-34 «Подарок сыну». Танк был построен на их личные сбережения для сына-танкиста, командира башни 1-го батальона 162-й танковой бригады Андрея Ильича Шарманова (1924-1943). На снимке он сидит на втором плане между своими родителями. Справа от них на танке сидит радист экипажа Афанасий Иванович Ковалев. На первом плане (слева направо): командир танка лейтенант Константин Николаевич Барский и механик-водитель Дмитрий Кириллович Грицко. Орловская наступательная операция.
Сформированная в феврале 1942 года в городе Муроме, войну геройская бригада закончила как 162-я танковая Новоград-Волынская Краснознамённая орденов Суворова и Кутузова.
Массово перечисляли свои гонорары и сбережения и представители советского творческого цеха: писатели, артисты, ученые. На главном снимке к этому материалу - руководитель ансамбля «Веселые ребята» Леонид Утесов на крыле истребителя Ла-5Ф. Самолеты с бортовыми белыми номерами 12 и 14 (он на снимке) в ноябре 1943 года были оплачены средствами участников ансамбля и переданы летчикам 5-го гвардейского истребительного авиаполка (на тот момент - в составе 1-го Гвардейского смешанного авиакорпуса 17-й Воздушной Армии 3-го Украинского фронта).
Говорят, что именно 5-й ГИАП стал прототипом части из фильма «В бой идут одни старики». Только пели летчики не «Смуглянку», а песенку Утесова «С одесского кичмана сбежали два уркана». Когда Леонид Осипович узнал об этом, то решил купить самолёты именно для этого полка. На правом борту фюзеляжей была надпись «От джаз-оркестра Л. Утесова», на левом - «Веселые ребята».