Найти тему

Баллистический спуск... или куда летали Меркурии. Часть 5.

Предыдущая часть.

Взглянем еще раз на космический корабль Восток

Люк, через который осуществлялось катапультирование космонавта. Находится на боковой поверхности, со смещением вверх.

Боковая поверхность для размещения люка - по разным причинам. Самая защищенная от нагрева часть космического аппарата - верхняя, но там парашютная система. Человек лучше всего переносит перегрузки в направлении действия грудь-спина, потому изначально космонавт располагается в положении, близком к горизонтальному. Катапульта выстреливает кресло с космонавтом по направлению ноги-голова. Можно и иначе, но тогда люк приобретает запредельные размеры в половину всего космического корабля. Кресло и схема размещения внутри КК:

-2

Можно акцентировать внимание на положении головы, коленей и ступней - голова несколько выше и коленей и ступней. Еще иллюстрация:

-3

Теперь Меркурий:

-4

Чаще всего его изображают в горизонтальном положении, астронавт при этом сидит как в кабине самолета

-5

Или вот так

-6

А теперь приложим осевую силу - как при старте, так и при спуске. Ноги "задраны" вверх, позвоночник, спина голова горизонтальны, что обеспечивает прилив крови к голове.

Человек несколько лучше переносит перегрузки положительные, направление голова-таз, когда кровь отливает от головы, нежели отрицательные, направление таз-голова, когда кровь приливает к голове. Есть такая иллюстрация:

-7

Получается, что положение астронавта в Меркурии некий симбиоз оптимального горизонтального, с максимальной переносимостью перегрузок и положения "головой вниз", худшего по переносимости перегрузок.

Переносимость длительных перегрузок, продолжительностью более трех секунд в оптимальном положении на уровне 14g. У астронавтов Меркурия наверняка меньше, насколько - трудно сказать. Могу осторожно предположить, что эта величина 9-10g.

Теперь рассмотрим еще один момент. Для этого рассмотрим такую иллюстрацию:

-8

Любой человек может провести простенький эксперимент - принять позу, аналогичную приведенной на схеме, и измерить высоту от пяток до макушки. У меня, с моим ростом 176 см получилось 140 см. Максимальный диаметр Меркурия - 189 см. Если попробовать измерить схему, то размер от пяток до макушки вместе со шлемом 125 см. Но это схема, потому всерьез ее принимать нельзя, так все это увидел рисующий эту схему художник - нужен чертеж в соответствующей проекции.

Суборбитальные полеты.

В соответствии с официальной версией событий на аппарате Меркурий было совершено два суборбитальных полета - первый выполнил Алан Шепард

-9

и полет прошел штатно, за исключением задержки на старте и "справления малой нужды" в скафандр.

Второй суборбитальный полет совершил Гас Гриссом

-10

и его полет прошел с некоторыми приключениями, как в основной части полета - астронавт нервничал, так и при приводнении - он чуть не утонул.

Гриссом был самым низкорослым - 170 см - в отряде астронавтов.

-11

Он был технарем - закончил университет и получил диплом инженера-механика, был техническим консультантом при разработке КК Джемини.

Теперь - моя версия событий этих двух суборбитальных полетов.

Первый - Алана Шепарда (кстати его рост 180 см, а Гагарина - 165 см) сплошная подтасовки и имитация, никуда Шепард не летал. Начиная с того, что с его ростом было тяжело поместиться в столь маленький аппарат, и заканчивая странными "мемуарами" об этом полете - я об этом писал в статье Меркурий, Алан Шепард и "нужная вещь". Нужно было поддержать престиж страны, и на роль первого астронавта, достигшего космоса, выбрали "настоящего американского парня". Что бы хорошо выглядел на фото, на экранах, на различных официальных мероприятиях.

Но реальный полет, хотя бы суборбитальный, нужно было совершить, и для его выполнения выбрали самого подготовленного - Гриссома. Хорошо зная все технические особенности Меркурия, и прекрасно осознавая, какие риски его могут ждать, Гриссом имел свой план по выполнению полета. К этому полету добавили немного возможностей по управлению аппаратом и по контролю положения - добавили иллюминатор.

По официальной версии перегрузки Меркурия при спуске из орбитального полета составляли величину 8-9g, а из суборбитального полета, ввиду крутой траектории больше - на уровне 12g. В предыдущей части я предположил, на основе имеющейся информации, что перегрузки при спуске с орбиты должны быть несколько больше, чем заявлялось официально. Возможно и в суборбитальном полете перегрузки были выше, чем заявленные 12g.

Положение астронавта в корабле, обеспечивающее дополнительный прилив крови к голове, уменьшало допустимые перегрузки.

Возможно, про это Гриссом знал - он был достаточно подготовленный в технических вопросах. И знал, чем ему и его здоровью грозит спуск из суборбитального полета по баллистической траектории.

Потому, когда началось торможение в атмосфере и перегрузки, Гриссом перевел аппарат в управляемый спуск, для снижения перегрузок. В суборбитальном полете из за крутизны начальной траектории влияние управляемого спуска намного менее значимо, чем при спуске с орбиты. Но есть дополнительная возможность - тормозные двигатели. Каждый с тягой по 500 кг (примерно). Если их включить при надлежащем положении корабля, то можно сделать последующую траекторию несколько более пологой. Используя оба этих фактора, Гриссом снизил действующие перегрузки и благополучно приводнился. Но сделал это на большом удалении от предполагаемой точки приводнения, где его ждали.

Ожидая прибытие команды спасателей, Гриссом израсходовал запасы кислорода. И выбирая далее вариант - задохнуться в корабле или отстрелить люк и дождаться спасателей на плаву - выбрал второй вариант.

Его спасли, капсула утонула, а официальную версию его полета немного подправили, что бы она, эта версия, не бросала тень на первый, официально объявленный полет Алана Шепарда.

Наука
7 млн интересуются