На YouTube-канале Ирины Шихман «А поговорить?» вышло новое видео «Сталин “украл” Рождество? Почему наш Новый год именно такой?»
Казалось бы, это всего лишь новогодний ролик от популярного блогера. Выполненный в атмосферной, ламповой манере.
Но некоторые страницы истории праздника в изложении И. Шихман вызвали вопросы. Какие именно страницы? Когда автор и ведущая видео рассказывала о праздновании Рождества в сталинский период советской истории.
Ирина Шихман как представительница передовых взглядов
В этой статье я оставлю без внимания обычные для людей с неолиберальным мировоззрением антисоветские кричалки и вопилки, которые озвучивает Ирина Шихман.
О том, как «крестьян раскулачивают, сгоняют в колхозы», как у них «отнимают еду» (это точная цитата). Про то, как людей «накачивают паранойей по поводу вездесущих вредителей, шпионов и врагов народа» и т.д.
Я понимаю, что Ирину Шихман бессмысленно убеждать, что крестьяне сами занимались раскулачиванием на местах. Или что больше 90% крестьян коллективизацию поддержали именно потому, что это позволило решить проблему товарного хлеба и победить голод, который до этого еще с царских времен возникал то тут, то там каждые 3-5 лет. И, кстати, что голод в 1932 году был не только в СССР, но и в некоторых других странах.
Сталин не случайно сказал в 1935 году «Жить стало лучше, товарищи! Жить стало веселей». Потому что именно к 1935 году политика коллективизации стала приносить свои положительные плоды. Что несомненно почувствовало как городское, так и сельское население.
Но эта моя статья не работа с возражениями И. Шихман. Я сосредоточусь исключительно на том, кто «украл», то есть запретил Рождество и Ёлку в СССР.
Вот что И. Шихман произносит в своем видео:
«А в 24 году к власти приходит Сталин, и праздничные гайки начинают активно закручивать. Елку обзывают буржуазной заразой, поповским обычаем, пережитком тёмного прошлого, короче, очередной дозой религиозного опиума для народа»
Вот это странное суждение я и разберу.
Почему именно И.В. Сталин – Гринч? По кочану!
Из чего же уважаемый блогер сделала вывод, что именно Сталин выступал против Рождества и елки? Только из того, что он был генеральным секретарем? Но он начал занимать эту должность с 1922 года, когда еще был жив В.И. Ленин. И в начале 20-х должность генсека значила совсем не то, что, например, во времена Л.И. Брежнева. Сталин был всего лишь координатором в разветвленном советском и партийном руководстве.
Никогда больше в позднее время советская власть не была настолько коллегиальной в отношении принятия решений в быстро меняющейся внутренней и внешней ситуации, как в этот период. Сталин и смог занять со временем ключевую позицию во власти, потому что годами решал со своей командой множество реальных практических вопросов и не боялся нести за них ответственность.
Но в 1924 году после смерти Ленина борьба за власть в партии и советской власти только началась. Сильные позиции были у Л. Троцкого, Г. Зиновьева, Л. Каменева, позднее – у А. Рыкова и Н. Бухарина. Сталин в первой половине 20-х вряд ли мог закручивать какие-то «гайки».
Почему И. В. Сталин не мог запретить ёлку
И, кстати, если уж мы говорим о Рождестве и антицерковной политике, то именно Сталин выступал за наиболее мягкий подход в вопросах антирелигиозной пропаганды. О чем свидетельствует подписанное им знаменитое Циркулярное письмо №30 от 16 августа 1923 года, в котором он говорил об уважительном отношении к чувствам верующих. И это через год после изъятия церковных ценностей! Об этом я писал в отдельной статье:
И в более позднее время до войны примирительная риторика по отношению к церкви у Сталина сохранилась. В статье 1930 года «Головокружение от успехов», которая посвящена организации колхозов, Сталин писал:
«Я уже не говорю о тех, с позволения сказать, "революционерах", которые дело организации артели начинают со снятия колоколов. Снять колокола, – подумаешь какая ррреволюционность!»
Документальных свидетельств того, что Сталин поддерживал агрессивную политику по отношению к церкви, нет. А вот документальных свидетельств того, что он придерживался спокойного взвешенного отношения к церковным традициям и воспринимал православие как часть исторического наследия России – достаточно.
Ну, и еще одно, косвенное доказательство. Как известно, Сталин очень любил пьесу М.А. Булгакова «Дни Турбиных». Настолько, что добился ее восстановления во МХАТе в 1932 году и отстаивал ее важность в споре с украинскими журналистами и писателем В.Н. Билль-Белоцерковским.
В этой пьесе Булгакова есть такой фрагмент:
Л а р и о с и к. Я полагаю, что эта звезда здесь будет очень уместна.
Е л е н а. Слезайте, Лариосик, а то я боюсь, что вы себе голову разобьете.
Л а р и о с и к. Ну что вы, Елена Васильевна!.. Елка на ять, как говорит Витенька. Хотел бы я видеть человека, который бы сказал, что елка некрасива! Ах, Елена Васильевна, если бы вы знали!.. Елка напоминает мне невозвратные дни моего детства в Житомире... Огни... Елочка зеленая... (Пауза.) Впрочем, здесь мне лучше, гораздо лучше, чем в детстве. Вот отсюда я никуда бы не ушел... Так бы просидел весь век под елкой у ваших ног и никуда бы не ушел...
Е л е н а. Вы бы соскучились. Вы страшный поэт, Ларион.
Как вы думаете, если бы И.В. Сталин выступал за пьесу, но был приниципиально против рождественских елок, не уточнил бы он это в спорах со своими оппонентами? Я думаю, обязательно уточнил бы. Однако наличие в пьесе «елки на ять» никак его не смутило.
Ну, и наконец, ГЛАВНЫЙ ДОВОД - Сталин не мог запретить ёлку, потому что Постановление СНК о «запрете» рождественских праздников было принято его политическими противниками. Именно поэтому он и поддержал Павла Постышева в его желании восстановить традицию празднования зимнего праздника с ёлкой.
Но об этом в следующий раз, ЗДЕСЬ:
В этой статье идет речь о том, кто конкретно «запретил» Рождество в 1929 году и при чем тут вообще Сталин
АВТОР БЛАГОДАРЕН ЗА ПОДДЕРЖКУ: