Найти тему

Почему Сталин НЕ крал Рождество

Оглавление
Кадр из видео И. Шихман «Сталин “украл” Рождество? Почему наш Новый год именно такой?»
Кадр из видео И. Шихман «Сталин “украл” Рождество? Почему наш Новый год именно такой?»

На YouTube-канале Ирины Шихман «А поговорить?» вышло новое видео «Сталин “украл” Рождество? Почему наш Новый год именно такой?»

Казалось бы, это всего лишь новогодний ролик от популярного блогера. Выполненный в атмосферной, ламповой манере.

Но некоторые страницы истории праздника в изложении И. Шихман вызвали вопросы. Какие именно страницы? Когда автор и ведущая видео рассказывала о праздновании Рождества в сталинский период советской истории.

Ирина Шихман как представительница передовых взглядов

В этой статье я оставлю без внимания обычные для людей с неолиберальным мировоззрением антисоветские кричалки и вопилки, которые озвучивает Ирина Шихман.

О том, как «крестьян раскулачивают, сгоняют в колхозы», как у них «отнимают еду» (это точная цитата). Про то, как людей «накачивают паранойей по поводу вездесущих вредителей, шпионов и врагов народа» и т.д.

Я понимаю, что Ирину Шихман бессмысленно убеждать, что крестьяне сами занимались раскулачиванием на местах. Или что больше 90% крестьян коллективизацию поддержали именно потому, что это позволило решить проблему товарного хлеба и победить голод, который до этого еще с царских времен возникал то тут, то там каждые 3-5 лет. И, кстати, что голод в 1932 году был не только в СССР, но и в некоторых других странах.

Сталин не случайно сказал в 1935 году «Жить стало лучше, товарищи! Жить стало веселей». Потому что именно к 1935 году политика коллективизации стала приносить свои положительные плоды. Что несомненно почувствовало как городское, так и сельское население.

Но эта моя статья не работа с возражениями И. Шихман. Я сосредоточусь исключительно на том, кто «украл», то есть запретил Рождество и Ёлку в СССР.

Вот что И. Шихман произносит в своем видео:

«А в 24 году к власти приходит Сталин, и праздничные гайки начинают активно закручивать. Елку обзывают буржуазной заразой, поповским обычаем, пережитком тёмного прошлого, короче, очередной дозой религиозного опиума для народа»

Вот это странное суждение я и разберу.

Почему именно И.В. Сталин – Гринч? По кочану!

Обложка видео И. Шихман. Как вам Гринч со сталинскими усами и трубкой?
Обложка видео И. Шихман. Как вам Гринч со сталинскими усами и трубкой?

Из чего же уважаемый блогер сделала вывод, что именно Сталин выступал против Рождества и елки? Только из того, что он был генеральным секретарем? Но он начал занимать эту должность с 1922 года, когда еще был жив В.И. Ленин. И в начале 20-х должность генсека значила совсем не то, что, например, во времена Л.И. Брежнева. Сталин был всего лишь координатором в разветвленном советском и партийном руководстве.

Никогда больше в позднее время советская власть не была настолько коллегиальной в отношении принятия решений в быстро меняющейся внутренней и внешней ситуации, как в этот период. Сталин и смог занять со временем ключевую позицию во власти, потому что годами решал со своей командой множество реальных практических вопросов и не боялся нести за них ответственность.

Но в 1924 году после смерти Ленина борьба за власть в партии и советской власти только началась. Сильные позиции были у Л. Троцкого, Г. Зиновьева, Л. Каменева, позднее – у А. Рыкова и Н. Бухарина. Сталин в первой половине 20-х вряд ли мог закручивать какие-то «гайки».

Почему И. В. Сталин не мог запретить ёлку

И, кстати, если уж мы говорим о Рождестве и антицерковной политике, то именно Сталин выступал за наиболее мягкий подход в вопросах антирелигиозной пропаганды. О чем свидетельствует подписанное им знаменитое Циркулярное письмо №30 от 16 августа 1923 года, в котором он говорил об уважительном отношении к чувствам верующих. И это через год после изъятия церковных ценностей! Об этом я писал в отдельной статье:

Как Сталин и советская власть преследовали церковь: читаем документ 1923 года
История и культура СССР8 сентября 2021

И в более позднее время до войны примирительная риторика по отношению к церкви у Сталина сохранилась. В статье 1930 года «Головокружение от успехов», которая посвящена организации колхозов, Сталин писал:

«Я уже не говорю о тех, с позволения сказать, "революционерах", которые дело организации артели начинают со снятия колоколов. Снять колокола, – подумаешь какая ррреволюционность!»

Документальных свидетельств того, что Сталин поддерживал агрессивную политику по отношению к церкви, нет. А вот документальных свидетельств того, что он придерживался спокойного взвешенного отношения к церковным традициям и воспринимал православие как часть исторического наследия России – достаточно.

Ну, и еще одно, косвенное доказательство. Как известно, Сталин очень любил пьесу М.А. Булгакова «Дни Турбиных». Настолько, что добился ее восстановления во МХАТе в 1932 году и отстаивал ее важность в споре с украинскими журналистами и писателем В.Н. Билль-Белоцерковским.

Кадр из фильма В. Басова «Дни Турбиных» (1976). В роли Лариосика - Сергей Иванов
Кадр из фильма В. Басова «Дни Турбиных» (1976). В роли Лариосика - Сергей Иванов

В этой пьесе Булгакова есть такой фрагмент:

Л а р и о с и к. Я полагаю, что эта звезда здесь будет очень уместна.
Е л е н а. Слезайте, Лариосик, а то я боюсь, что вы себе голову разобьете.
Л а р и о с и к. Ну что вы, Елена Васильевна!.. Елка на ять, как говорит Витенька. Хотел бы я видеть человека, который бы сказал, что елка некрасива! Ах, Елена Васильевна, если бы вы знали!.. Елка напоминает мне невозвратные дни моего детства в Житомире... Огни... Елочка зеленая... (Пауза.) Впрочем, здесь мне лучше, гораздо лучше, чем в детстве. Вот отсюда я никуда бы не ушел... Так бы просидел весь век под елкой у ваших ног и никуда бы не ушел...
Е л е н а. Вы бы соскучились. Вы страшный поэт, Ларион.

Как вы думаете, если бы И.В. Сталин выступал за пьесу, но был приниципиально против рождественских елок, не уточнил бы он это в спорах со своими оппонентами? Я думаю, обязательно уточнил бы. Однако наличие в пьесе «елки на ять» никак его не смутило.

Ну, и наконец, ГЛАВНЫЙ ДОВОД - Сталин не мог запретить ёлку, потому что Постановление СНК о «запрете» рождественских праздников было принято его политическими противниками. Именно поэтому он и поддержал Павла Постышева в его желании восстановить традицию празднования зимнего праздника с ёлкой.

Но об этом в следующий раз, ЗДЕСЬ:

В этой статье идет речь о том, кто конкретно «запретил» Рождество в 1929 году и при чем тут вообще Сталин

АВТОР БЛАГОДАРЕН ЗА ПОДДЕРЖКУ:

СПАСИБО!
СПАСИБО!