В работе каждого предприятия (да и в жизни каждого человека тоже) возникает такой момент, когда кто-то ему что-то должен. Такой долг называется дебиторской задолженностью, а должник - дебитором.
Только ли покупатели могут быть дебиторами?
Обычно, когда речь идет о бизнесе, понятие "дебиторская задолженность" приравнивают к дебиторской задолженности покупателей, но это не совсем верно - дебиторами могут быть и сотрудники компании (по подотчетным средствам), и государство (например, по переплате налогов), и даже поставщики, если ваша компания выплатила аванс и теперь ждет товар.
Но, конечно, самая значимая часть дебиторской задолженности на балансе компании - это задолженность покупателей за поставленный товар или оказанную услугу. Дело в том, что очень редко в бизнесе оплата происходит исключительно по факту - наверное, только в розничной торговле. Хотя формально и здесь #дебиторская задолженность существует - когда покупатель уже взял товар с полки, но еще не оплатил его на кассе. Но, конечно, такая задолженность в учетных документах не фиксируется и контрактами не оговаривается.
Кредиторская задолженность - это когда вы должны, дебиторская задолженность - это когда вам должны.
Во всех остальных случаях у предприятия формируется дебиторская задолженность покупателей: когда товар отгружен (или услуга оказана), на балансе компании отражается сумма, которую заказчик должен оплатить в срок, оговоренный в контракте.
Дебиторская задолженность - это, по сути, продажи в кредит
По своей экономической сути дебиторская задолженность - это займы покупателям, ведь фактически вы продаете им свой товар в рассрочку. К слову, и риски в управлении дебиторской задолженностью те же, что и у кредитов и займов - невозвраты, инфляционные потери и т.д.
"Дебиторка" может быть краткосрочной (поступление денег планируется в течение 12 месяцев) и долгосрочной - если ее срок погашения превышает 1 календарный год. Чем короче сроки дебиторской задолженности и чем ответственнее погашают свои долги дебиторы, тем вам выгоднее, ведь замороженная на долгий срок (или тем более просроченная) #дебиторка - это серьезный удар по финансовой стабильности компании.
Почему важно управлять дебиторской задолженностью
Когда накопившаяся дебиторская задолженность покупателей "съедает" оборотный капитал вашей компании, возникает парадоксальная ситуация - активы в бизнесе вроде бы есть, баланс выглядит красиво, но по факту денег может не хватать даже на текущие расходы, выплату зарплаты или налогов.
Поэтому одним из важнейших условий успешного ведения бизнеса является управление дебиторской задолженностью:
- Во-первых, нужно заранее проанализировать свой бизнес, чтобы понять, какой объем и сроки "дебиторки" вы вообще способны осилить. Продать весь товар с большой отсрочкой, а затем не иметь денег на оплату аренды склада - это очень плохая идея.
- Во-вторых, компании не нужно бездумно предоставлять отсрочку всем, кто пожелает. Напомним, дебиторка - это не что иное, как заем покупателю, а раз вы рискуете своими средствами, то должны быть уверены в надежности и платежеспособности должника.
- В-третьих, отсрочка платежа - это услуга, которую вы оказываете покупателю, она необязательна. И она должна быть вознаграждена - более крупной суммой контракта, лояльными условиями договора или чем-то еще.
- В-четвертых, очень важен контроль за уже возникшей задолженностью. Не все должники одинаково ответственны, и если не отслеживать платежи от покупателей, не вести строгий учет, то можно остаться с огромными объемами просроченной "дебиторки".
Если требуется быстрое размораживание "дебиторки", вам поможет #факторинг - финансирование под уступку денежных требований по контракту. По сути, вы продаете факторинговой компании дебиторскую задолженность заказчика и сразу получаете деньги, которые можете вернуть в бизнес. В России факторинг предоставляют и крупнейшие банки, и небольшие компании, ориентированные на конкретные отрасли и направления бизнеса - на GetFinance такое финансирование можно получить в 100% онлайн-формате и сэкономить деньги и время.
Понравилась публикация? Ставьте лайки и подписывайтесь (кнопка в шапке профиля), чтобы не пропустить новые материалы! И, конечно, оставляйте свои комментарии, нам очень важна обратная связь!