Всегда считаю это удачей: есть изображение... и вдруг к нему находится текст. Или наоборот. Причём "художник" и "писатель" могли когда-то действовать независимо друг от друга. Зато теперь, годы или даже столетия спустя, у нас есть возможность соединить одно и другое, и прошлое оживает!
И вот прекрасный пример.
Итак, сентябрь 1856 года. Проходят торжества в честь коронации Александра II. И один великолепный бал описала фрейлина Анна Фёдоровна Тютчева (да-да, дочь нашего прекрасного поэта). Она была фрейлиной цесаревны Марии Александровны, которая как раз стала императрицей. "Состоялся народный бал, на который допускаются все классы общества в национальных костюмах и где императрица и великие княжны появляются в сарафанах, сверкающих драгоценными камнями".
И далее она описывает наряды, которые мы и видим на рисунке Зичи!
"На императрице — золотая парчовая душегрейка, шитая изумрудами и рубинами, и юбка из серебряной парчи, шитой золотом". Вот новая императрица, слева стоит. Золото и серебро, изумруды и рубины...
В похожем наряде Мария Александровна, кстати, на другом портрете
"На великой княгине Александре Иосифовне был костюм наполовину польский, отороченный мехом, оттенявший поразительно ее красоту". И в самом деле, получился очень изысканный и необычный наряд!
Правда, у Тютчевой есть описание великой княгини Марии Николаевны, а у Зичи вдовствующая императрица Александра Фёдоровна... Но ничего, есть другой рисунок, другого художника, и справа там стоит как раз Марии Николаевна: "На великой княгине Марии Николаевне был золотой парчовый сарафан, голубая бархатная душегрейка, отделанная бахромой из жемчуга, и бриллиантовая ривьера".
Конечно, это только фантазия на тему русского костюма, в стиле бальных залов той эпохи... Зато очень красивая!
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory