Найти тему
WEEEK

Цикл Деминга или PDCA: как улучшить процесс работы над продуктом за 4 шага

Оглавление

Рассказываем про цикл Деминга: идею, преимущества, а также, как цикл улучшает процесс создания продукта, и как встроить его в твою работу и команды.

Цикл Деминга — последовательный алгоритм действий, созданный для повышения эффективности процессов работы и предотвращения возможных рисков. Если хочешь держать процессы работы под контролем, быстро реагировать на изменения и принимать волевые и сложные решения — ты в правильном месте.

Метод появился благодаря американскому учёному-экономисту Уолтеру Шухарту. Часть его работ, кстати, легла в основу другой методологии управления и оптимизации процессов — 6 сигм.

Шухарт придумал трёхэтапный цикл улучшения качества: планирование-действие-проверка. Позже метод доработал американский учёный Уильям Деминг и добавил ещё один этап — коррекция или работа над ошибками. Поэтому чаще всего метод называют именно в честь Деминга (хотя иногда его называют «циклом Шухарта-Деминга»).

Что из себя представляет цикл Деминга

Итак, цикл Деминга — это цикличный алгоритм, состоящий из четырёх шагов. По первым буквам шагов, его ещё называют PDCA. Иногда название третьего этапа меняют, и PDCA превращается в PDSA, но мы остановимся на самом популярном — первом варианте.

-2
  • Планируй (Plan) решение, готовься к возможным проблемам. На этом этапе. Буквально — делаешь план на период, оцениваешь риски и т. д.
  • Делай (Do) — реализуешь план.
  • Проверяй (Check) или Анализируй (Study) результаты этого цикла. Следи, всё ли идёт по плану, или что-то выходит за его рамки. Находи проблемные места и т. д.
  • Корректируй (Act) — если в рамках этого цикла всё получилось, то здесь ты решаешь, какие нововведения попробовать в следующем. А если были проблемы — начинаешь следующий цикл, только уже с учётом ошибок.
-3

Как применить метод на практике

Представь, ты запустил рекламную кампанию в соцсетях, прикинул ожидаемую конверсию, количество кликов, продаж и т. д. Но на деле реклама не собрала и половины ожидаемого отклика и провалилась. А бюджет и время ты уже потратил.

А вот что бы было, если бы ты подошёл к запуску рекламы с помощью PDCA-цикла:

  • Планирование. Подготовка к запуску рекламы начинается с досконального анализа: аудитории и потребностей, УТП и т. д., а также планирования результатов. Дальше генерация гипотез, создание креативов, копирайтинг и грамотная установка KPI.
  • Реализация. Теперь запускаем рекламу — главное, держи руку на пульсе, чтобы контролировать возможные отклонения от плана и ожиданий.
  • Проверка. Не забывай анализировать промежуточные результаты, а не только финальные. Например, спустя день-два проверь результаты кампании и прикинь, какие у неё есть перспективы.
  • Корректировка. После анализа результатов реши, что делать дальше. Продолжать или приостановить, собрать команду на брейншторм и проанализировать, что пошло не так, внести правки, чтобы улучшить показатели и т. д.

И снова, и снова…

Преимущества Цикла Деминга

У итеративного подхода к оптимизации минусов не так много — разве что затраты времени. А вот плюсов куда больше:

  • Принимать решения проще, ведь уже проанализированы все возможные результаты. Просто выбери то, что будет полезнее для компании.
  • Легче выявить слабые места и устранить, так как на этапе планирования анализируются процессы работы над продуктом. Тогда и замечаешь, если где-то есть отклонения, которые пока не критичны. А это помогает оптимизировать бизнес-процессы.
  • Ситуация под контролем, потому что отслеживаются промежуточные результаты — процессы работы стабильны, не случается непредвиденных случаев.
  • Рабочий процесс и сотрудники продуктивнее, ведь результат контролируется и проблемы вовремя выявляются (главное, не отслеживать работу над ошибками, доводя микроменеджмента).
  • Минимизация проблем и рисков в будущем.

Итак, цикл Деминга или PDCA-цикл — итеративный подход к работе над задачами, который помогает анализировать возможные риски, отслеживать рабочие процессы и корректировать их, не пуская ситуацию на самотёк. Главное, помни, что PDCA не может завершиться — как только закончился один цикл, начинается другой. Потому что нет предела совершенству, а показатели твоего проекта всегда могут быть ещё лучше.

Впервые опубликовано в блоге WEEEK