В феврале 1979 года тлевший много лет политический конфликт между двумя ведущими на тот период социалистическими государствами Азии- Китаем и Вьетнамом вылился в открытое вооружённое противостояние. Наиболее веской причиной этого конфликта считают небезосновательные опасения Пекина относительно создания в Азии обширной просоветской зоны влияния, в которой к Монголии и Вьетнаму активно в те годы пытались присоединиться Лаос, Афганистан и Камбоджа. Китайцев не отпугнули даже возможные последствия в виде «ответного шага» со стороны СССР, который вряд ли бросил бы в беде дружественный вьетнамский народ.
Однако, едва начав успешное наступление на северные провинции Вьетнама, словно испугавшись своей прыти, Китай неожиданно прекратил агрессию и стал выводить свои части с захваченных территорий. До сих пор это решение для многих остаётся загадкой. Тем более, что дислоцировавшиеся на Дальнем Востоке и в Забайкалье части и соединения Советской Армии и ВМФ хоть и были приведены в состояние полной боевой готовности, но ввязываться в конфликт явно не собирались.
Своими воспоминаниями об этом периоде поделился мой алтайский подписчик Геннадий Денисенко, призванный «под это дело» на военные сборы. Замечу, что со сборами ему явно «везло»: с 1974 по1984 он призывался аж шесть (!) раз в общей сложности почти на полгода.
Небольшая справка. Военные сборы по переподготовке лиц, находящихся в запасе, проводились в СССР на регулярной основе. Часто призванным на сборы выдавали старую форму. Формально на них распространялись все требования уставов Вооруженных Сил, но на самом деле это редко соблюдалось. Поэтому за небрежный внешний вид их называли не иначе, как «партизаны».
Далее повествование пойдёт от первого лица.
Без сомнения, месячные сборы 1979 года были самыми трудными и экзотичными - это был самый настоящий поход на войну. Но мы в то время были молоды, полны сил и готовы к выполнению любого приказа Родины.
Повестки вручали прямо по месту работы. По прибытии в часть моментально переодели, погрузили в машины, на складах вооружения под завязку загрузились ящиками со снарядами. После этого вернулись в часть и прицепили орудия. Поскольку я жил в шаговой доступности от части, то мне удалось сбегать домой и сообщить о предстоящем отъезде родным (многим это сделать так и не удалось). Утром выехали на расположенный неподалёку от города полигон, где формировалась наша дивизия. Последующие двое суток прибывала техника и «партизаны». Когда всё было укомплектовано по нормам положенности, нас построили, появившийся генерал взбодрил патриотической речью и вся военная махина тронулась в путь. Куда - никто не ведал. Лишь позже просочилось, что ехали на подмогу «вьетнамским братьям» - показать китайцам «кузькину мать»! До которых ещё надо было добраться через Монголию! Ну, да это не проблема: с Бийска начинался Чуйский тракт, а там и до Монголии рукой подать. Кстати, советую прокатиться по тракту - красота неописуемая! Нам, правда, было не до здешних красот природы. Гнали почти без остановок днём и ночью, изредка останавливаясь на 15-20 минут, чтобы оправиться и получить продпаёк (хлеб, сахар, масло). Дивизии была поставлена жёсткая задача: прибыть в точку назначения строго в определённое время...
Добрались до Монголии, и уже несёмся по её ровным степям! Снега почти нет, пыль столбом, машины уже не в колонне, а идут ровной цепью, как в наступление. Поразила чёткая организация заправки машин топливом: в заданных точках стояли заправщики и на грунте находились мягкие ёмкости, из которых и закачивали бензин. Время от времени попадались скелеты верблюдов. Проезжая через монгольские селения, мы поражались многочисленной орде грязных и полураздетых детишек, махавших нам ручонками и сопровождавших проезд техники радостными криками.
Если этот марш-бросок люди выдерживали, то вот техника порой подводила. Дело в том, что колёса зениток не рассчитаны на движение с большой скоростью (они без надувных камер, а заполнены резиновой крошкой) и при длительном скоростном движении крошка сильно нагревалась и загоралась. Так, к примеру, у двух орудий пришлось сменить по колесу. Но и это не самое страшное. Даже на небольшой кочке орудия сильно подбрасывало, в результате чего три зенитки перевернулись вверх колёсами.
Как-то в пустой степи встретили отару овец на водопое: стояла станция и качала воду из скважины. Остановились, чтобы испить водички и наполнить фляжки. Да не тут-то было: вода оказалась солёной, баранам по вкусу, а вот нам пришлось полчаса добираться до одного из ближайших поселений. Зато поход в местный магазин обернулся настоящим шоком: кожаные куртки, косметика польская, компоты болгарские и венгерские... И ещё куча всего, что в то время в Советском Союзе было страшным дефицитом!
Наконец добрались до заданного места, развернули батарею к бою, простояв в таком положении несколько дней в ожидании дальнейшего приказа. Люди здравомыслящие, мы прекрасно понимали, что при любом раскладе резервистов на передовую не пошлют и игра в войнушку для нас скоро закончится. Но всё равно тревожное ожидание не спадало вплоть до поступления сообщения о прекращении военного конфликта. Получив приказ, снова пересели на колёса- и в путь!
С небольшими приключениями добрались до Улан-Батора. Здесь погрузили технику на платформы, самих нас определили в «теплушки», и через двое суток отправились в обратный путь на родную землю. Пока добирались до Бийска вдоль реки Селенги, сумели умыться в Байкале. И лишь там вздохнули с облегчением...
Читайте мои предыдущие публикации на канале:
Незавидная судьба девчонок послевоенной поры
Деревенские зарисовки: Яшка-тухлый
С вещами на выход... Или ещё немного о похоронных традициях.
Теряем близких - теряем погребальные традиции…
Первый парень на деревне: каким он был в 60 - 70-ые?
Пишем историю российской деревни… Зачем?
Всё своё ношу с собой! Или что я предпочитаю оставить тайной за семью печатями…
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал и рекомендуйте его своим друзьям! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!