Найти в Дзене
Счастливые родители: Parents.ru

Здравствуй, школа: почему первоклассникам нельзя ставить оценки

Оглавление

В некоторых школах детям не ставят оценки не только первоклашкам, а ученикам вплоть до 4 класса. Как это влияет на мотивацию детей и успехи в учебе, и какая система эффективнее: с оценками или без?

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

С одной стороны, детям приятно получать смайлики и наклейки. Но с другой - со временем дети перестают воспринимать эти наклейки всерьез, к тому же, не видят реальной оценки своих знаний. Что плохого и хорошего в системе обучения без оценок, расскажет учитель начальных классов и педагог по подготовке к школе Елена Асташкина.

Оценивать детей в 1 классе нет необходимости

Система оценок в начальной школе определенно нужна, но не с первого класса. Дети, которые только пошли в школу еще, можно сказать, малыши. Они еще не успели окунуться в школьную жизнь, и им бывает трудно понять требования учителей.

Система оценок в 1 классе снижает мотивацию детей.

Система обучения современных школ предполагает, что ребенок приходит в 1 класс уже с необходимыми навыками и знаниями - чтение, письмо. Но на практике не все дети приходят подготовленные. И получается, что отдельным ребятишкам снижают оценки за каждую неправильную закорючку, за то, что ребенок не отступил нужное количество клеточек в тетради и тому подобное. К тому же, все дети разные - кому-то нужно больше времени на адаптацию, не у всех все сразу получается.

Поэтому в первом классе более справедливо сделать систему наклеек. Или, например, раздавать ребятам в качестве поощрений звездочки или значки. Пускай дети собирают звездочки за свои знания и старания, и с восторгом и гордостью показывают их родителям.

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Оценки в начальной школе все-таки нужны

Когда мы выполняем какую-то работу или достигаем определенного результата, то хотим увидеть признание или получить вознаграждение. Ребенку тоже хочется, чтобы его работу оценили - так он видит, что проделал ее не зря. Дети не умеют мыслить далекими перспективами, им непонятно, например, зачем учить английский, чтобы он пригодился когда-то в будущем на какой-то воображаемой работе.

Дети живут сегодняшним днем, и им важно получить одобрение сейчас.

Поэтому, начиная со 2 класса, оценки нужны как раз для мотивации. Когда ребенок получает высший балл, то понимает, что он все правильно сделал, выучил материал и написал контрольную как надо, ответил у доски на отлично. А самое главное - что его старания оценили. Конечно, бывает, что дети ошибаются, и получают не отличную оценку, но зато они видят свои ошибки и понимают, над чем нужно работать.

Ребенку важно понимать, насколько хорошо он выполнил задание

Я работаю с младшими школьниками. Как-то раз на занятии я поощряла свою ученицу. «Молодец, Карина, отличный ответ!» - говорю я ученице, выдавая наклейку. «А это «пять» или «четыре»?» - спрашивает она. То есть девочке нужно знать, что ответ не просто хорош, а насколько он хорош.

Интерес к наклейкам с возрастом пропадает. Ребенок перестает их воспринимать как поощрение, и вообще перестает понимать, зачем они нужны. В результате школьник начинает относиться к учебе поверхностно: зачем прикладывать усилия, если все равно дадут наклейку. Без оценок невозможно увидеть, кто из учеников лучше усваивает материал, а кто - хуже. А если и вовсе не будет оценок, разве кто-то из детей захочет становиться отличником?

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Плохие оценки - это стресс

Многие выступают против системы оценок в начальной школе просто потому, что учителя не всегда бывают объективны. Все мы люди, и иногда играют роль не знания ребенка, а отношение к ученику. Справедливая оценка та, которая определяет степень усвоения материала учеником, независимо от его поведения.

Оценка нужна, если она объективная, то есть не «учительская» и не «родительская».

Некоторые дети в начальных классах обижаются из-за оценок. В этом случае нужно работать с самооценкой. Возможно, ребенка часто сравнивают с другими или стыдят. Ни в коем случае не ругайте детей из-за оценок. Если ребенок каждый раз будет бояться ремня за то, что принес «двойку», то от этого лучше учиться он не станет.

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Нужно помогать детям ходить в школу и получать знания без стресса

Родители нужны для того, чтобы направлять и помогать, а не ругать. В начальных классах дети должны делать уроки вместе с родителями. Находите время на ребенка, садитесь и разбирайте каждый пробел, работайте над ошибками вместе. Расспросите его, что у него происходит в школе, какие трудности возникают, предложите вместе разобрать работу.

Я всегда говорю детям: «Не страшно ошибиться ,главное понимать, где ты ошибся и работать над ошибками! Мы, взрослые, тоже ошибаемся и учимся на своих же ошибках!».
Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Помните: все дети индивидуальны, каждый развивается в своем темпе. Когда малыш рождаются, они не умеют сидеть, ходить, говорить. Но разве вы ругали ребенка за то, что он пошел в 1 год, а не в 10 месяцев? Никогда не сравниваете своего ребенка с другими, например: «Вон, смотри, Маша уже бегло читает, а ты даже еще букв не знаешь!». Когда у ребенка не будет проблем с самооценкой, то уже не будет иметь значения, что он получит, - смайлик или оценку.