Зачем заниматься бизнесом, который не приносит прибыли, а только одни хлопоты и проблемы?
Этим вопросом сейчас озадачились собственники бизнеса, осуществляющие перевозки граждан. В связи с введением обязательных кодов на общественном транспорте пассажиропоток упал на 30%, в связи с чем предприниматели терпят убытки, а поднять тарифы им не разрешает администрация. Устно им обещали поддержку и дотации, чтобы пережить "трудные времена", но реально помогать деньгами им пока не спешат.
13 декабря 2021 года ассоциация автотранспортных предприятий Татарстана направила письмо президенту РТ письмо с просьбой компенсировать убытки, связанные с пассажиропотоком на 30% (22 ноября на общественном транспорте проезд разрешен только "закодированным" пассажирам). Вот как выглядит выдержка из письма (по данным портала Бизнес.Online)
Несколько предпринимателей, подписавших письмо уже находятся в шаге от банкротства: собственники берут кредиты, закладывая автобусы (или продавая часть автопарка), некоторые водители и кондукторы увольняются - те, кто оказались не готовы к повышенному стрессу и новым правилам.
Бизнес и до введения кодов был уже не очень выгодным (автобусы значительно подорожали за последние годы - чуть ли не в 2 раза) и закупать их (особенно в лизинг) для низко маржинального и рискованного бизнеса просто нет никакого смысла. Если ситуация не стабилизируется - Казань и другие города Татарстана ждет вторая волна транспортного коллапса - намного более серьезного, чем сейчас.
Любопытно, что один город Татарстана уже остался без общественного транспорта из-за проверок этой осенью. Автобусы просто сдали в металлолом.
Это случилось еще в октябре. Весь общественный транспорт Бугульмы держался на плечах одного предпринимателя - Сергея Минаева. Автопарк был довольно изношенный, а "пазики" работали на газовом оборудовании. Прокуратура возбудила против него проверку, посчитав перевозку пассажиров небезопасной и потребовала предпринимателя сменить газ на бензин, на что предприниматель.... сдал 18 единиц техники в металлолом. Он уже и раньше подумывал над тем, чтобы свернуть этот бизнес, но эта проверка стало последней каплей.
Думаю, в этот момент впервые за долгие годы он вздохнул с облегчением
По словам предпринимателя, бизнес у него и до этого был убыточным, сам он держался последние годы на энтузиазме и надежде, что к нему прислушаются и как-то помогут. Но дотаций ему никаких не поступило: на момент закрытия бизнеса на его ИП числилось 2 млн налогов по кредитам и налогам.
Он вышел из бизнеса еще до законов "о кодировании" с пониманием, что помощи ждать больше не стоит. В результате город с населением в 82 тысячи человек остался без общественного транспорта. Администрация объявила конкурс на "вакантное место" но желающих заниматься перевозками до сих пор не нашлось.
Очень бьет по карману и рост цен на сами автобусы
Со слов того же Минаева, в 2016 году он мог купить автобус за один миллион рублей, а в 2021 году тот же автобус стоит уже 2.5 млн рублей. Таких денег у него просто нет - да и содержать старый парк накладно, не говоря уже о его переоборудовании.
Повторят ли другие города Татарстана похожий сценарий?
Очень вероятно, если администрация не предпримет каких-либо адекватных мер до конца года. Набитые битком автобусы можно увидеть сейчас в часы пик (после 18.00) - когда нет проверок. Днем же очень много автобусов идет с 3-5 пассажирами. Какой смысл собственникам осуществлять перевозки за свой счет?
В Казани сейчас живут мои близкие родственники. С их слов - они никогда не видели столько людей на улице, как сейчас -которые куда-то идут пешком. Многие взяли за правило себе ходить теперь пешком, особенно если речь идет о 2-3 остановках. Опять же - в городе есть и такси, и каршеринг. Впрочем, есть и те - кто до работы идет пешком час в одну сторону или ездит "незакодированным зайцем".
Недовольных много, но активно протестующих довольно мало: митинг в конце ноября собрал чуть более 100 человек.
Посмотрим, у кого закончится терпение раньше - у народа, либо у собственников бизнеса, которые - следуя примеру Сергея Минаева из Бугульмы - также захотят сдать все в металлолом и забыть о своем "выгодном" бизнесе перевозок пассажиров
Пишите в комментариях, что думаете на этот счет? Чем закончится эта история (дадут ли предпринимателям обещанные компенсации) и будет ли практика проверки кодов в общественном транспорте распространена на другие регионы в будущем году?
Если вам понравилась статья - ставьте лайк, и подписывайтесь на мой канал ЗДЕСЬ , чтобы не пропустить новые публикации!