Найти тему
ГалопомПоЕвропам

Красавцы с великолепных мужских портретов разных эпох: кто они? Правда жизни за рамками

Оглавление

Денди, аристократы, заговорщики, особы королевской крови, учёные, живописцы, авантюристы – мужественные, утончённые, элегантные, дерзкие – в галерее портретов, созданных великими мастерами.

Они носили панталоны, пышные воротники, сюртуки и камзолы, сражались на дуэлях и турнирах во славу и за честь прекрасных дам и беспокоились о белизне своих рук, шли в крестовые походы и держали шпагу так же непринуждённо, как перо или кисть.

Пьетро Перуджино (Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи) «Портрет юноши». Около 1495. Галерея Уффици, Флоренция
Пьетро Перуджино (Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи) «Портрет юноши». Около 1495. Галерея Уффици, Флоренция

Валентин Серов. «Портрет графа Ф. Ф. Сумарокова-Эльстона, позднее князя Юсупова». 1903, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

-3

«Высокий, худой, стройный, с иконописным лицом византийского письма», по воспоминаниям Александра Вертинского, Феликс Юсупов был младшим сыном графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона и прославленной красавицы, богатейшей наследницы Зинаиды Николаевны Юсуповой. В будущем он стал известен как активный участник заговора против Григория Распутина, который был убит в ночь на 17 декабря 1916 года во дворце Юсуповых на Мойке – именно молодой князь пригласил Распутина в гости, угощал его пирожными и вином, щедро сдобренными цианистым калием, а затем выстрелил в старца.

При знакомстве с Григорием Распутиным молодому князю Юсупову особенно запомнился  его пристальный взгляд, вызывавший невольный страх, и странное, непреодолимое и в то же время отталкивающее обаяние
При знакомстве с Григорием Распутиным молодому князю Юсупову особенно запомнился его пристальный взгляд, вызывавший невольный страх, и странное, непреодолимое и в то же время отталкивающее обаяние

Собственно, ещё прежде юный вертопрах получил скандальную репутацию в высшем свете, поскольку имел привычку наряжаться в женское платье, эпатируя аристократическое общество. Он обладал незаурядными актёрскими способностями и вместе со старшим братом Николаем перевоплощался в разнообразные театральные образы, в том числе женские.

-5

На портрете кисти Валентина Серова Феликсу 16 лет. Типичный представитель «золотой молодёжи», в недалёком будущем – единственный наследник громадного фамильного состояния, юноша смотрит на нас высокомерно и снисходительно. Нежный румянец играет на фарфоровой коже, в выразительных глазах словно плещутся синие льдинки, а нижняя губа яркого рта презрительно выдвинута. Одной рукой Феликс придерживает французского бульдога, сжимая его лапу в другой руке. «Серов настоял на том, чтобы собака, с которой я никогда не расставался, также была изображена, поскольку, по словам художника, «это была лучшая модель», – вспоминал он.

-6

После революции князь Юсупов с женой, княжной императорской крови Ириной Александровной (в девичестве Романовой) эмигрировал за границу. Супруги жили на средства, вырученные от продажи фамильных драгоценностей и двух полотен Рембрандта.

Феликс Юсупов скончался в 1967 году в Париже в возрасте 80 лет и похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Тициан Вечеллио. «Портрет неизвестного с серыми глазами». Около 1540-1545, Галерея Палатина, Палаццо Питти, Флоренция

-7

До сих пор не утихают споры, кто этот загадочный незнакомец с глазами цвета воронёной стали. Долгое время считалось, что на картине изображён Ипполито Риминальди, юрист из Феррары. В качестве альтернативных предположений называлось также имя сатирика, публициста и драматурга Пьетро Аретино – друга Тициана; по другой версии, это был Гвидобальдо II делла Ровере, герцог Урбинский.

Аньоло Бронзино. «Портрет Гвидобальдо делла Ровере», 1532. Флоренция, Галерея Палатина, Палаццо Питти
Аньоло Бронзино. «Портрет Гвидобальдо делла Ровере», 1532. Флоренция, Галерея Палатина, Палаццо Питти

Однако более правдоподобным кажется первоначальное суждение, тем более что у художника есть «именной» портрет Ипполито Риминальди, сравнивая который с «Портретом неизвестного», нетрудно увидеть несомненное сходство.

Тициан. «Портрет Ипполито Риминальди», 1528. Национальная академия святого Луки, Рим
Тициан. «Портрет Ипполито Риминальди», 1528. Национальная академия святого Луки, Рим

Очевидно одно: центр притягательности – взгляд широкоплечего статного мужчины, облачённого в тёмные одежды. Его худощавое бледное лицо с чеканным римским носом исполнено спокойствия, благородства и внутренней силы, а холодные глаза выражают ум, волю и полны глубокой сосредоточенности.

Сильная рука жестом спокойной решимости сжимает перчатку, другая рука отведена за спину, как бы намекая на скрытность, очерчивая личные границы и в то же время недвусмысленно давая понять, что молодой дворянин не любит шутить и не потерпит фамильярности.

-10

Положение фигуры – глухая серая стена за спиной и острый угол – создаёт ощущение пребывания героя в состоянии крайне важного и сложного для него выбора, поэтому «Неизвестного» Тициана часто сопоставляют с шекспировским Гамлетом, его внутренним разладом и вечным «to be or not to be». Этот мужественный человек, несомненно, способен к решительным действиям, но что-то подтачивает его изнутри, подобно тяжкому недугу: сомнения, или тревога – кто знает?

Виктор Васнецов. «Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи», 1869. Государственная Третьяковская галерея, Москва

-11

Сын сапожника греческого происхождения, Архип Куинджи (Куюмджи) рано остался сиротой и не смог получить хорошее образование. Учился мальчик плохо, но рисовал постоянно, и однажды хлеботорговец Аморетти, которому попались на глаза рисунки Архипа, посоветовал ему поехать в Феодосию, к знаменитому маринисту Ивану Айвазовскому. Увы, мастер не занимался обучением начинающего дарования, доверив ему только смешивать краски. Попытки поступить в Петербургскую Академию художеств дважды закончились неудачей, так что Куинджи можно считать самоучкой. Однако звание свободного художника он всё-таки получил, а в 1875 году был принят в члены Товарищества передвижников.

Архип Куинджи. «Ладожское озеро», 1873. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Архип Куинджи. «Ладожское озеро», 1873. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

После триумфа картины «Лунная ночь на Днепре», к которой посетители выстраивались в очередь, живописец уединился в своей мастерской, «замолчав» на целых 20 лет. Куинджи претили страсти, кипевшие вокруг его имени: художника обвиняли в стремлении к дешёвым эффектам и использовании скрытой подсветки полотен, которая и давала то самое волшебное сияние.

Публика посчитала, что Куинджи «исписался», однако тот, ни с кем не общаясь, отказавшись от славы, отнюдь не бездействовал. За годы затворничества он создал около пятисот живописных работ и триста графических.

Проданные ранее картины обеспечили мастеру крепкий достаток, а кроме того, будучи человеком предприимчивым, он купил доходный дом.

В ноябре 1901 года Куинджи заставил снова говорить о себе, в последний раз выставив новые работы, а затем замолчал – теперь уже до конца жизни.

Весь свой капитал художник передал Сообществу имени Куинджи – он и при жизни тратил на благотворительность баснословные суммы.

Архип Куинджи запомнился современникам как человек буйного темперамента, увлекающийся, импульсивный и вспыльчивый, но при этом бесконечно добрый, щедрый, искренний и умный. Таким, со всей силой и цельностью натуры, он предстаёт на портрете Виктора Васнецова. Образ настолько яркий, что кажется приукрашенным. Я стала искать фотографии Архипа Куинджи, его портреты, созданные другими живописцами, и убедилась, что художник действительно обладал невероятно колоритной и притягательной внешностью.

Судите сами.

Ганс Гольбейн Младший. «Портрет Бонифация Амербаха», 1519. Художественный музей, Базель, Швейцария

-15

Один из самых мужественных и одновременно интеллектуально наполненных образов галереи создан величайшим немецким художником, кисти которого принадлежит серия портретов великих мира сего – короля Англии Генриха VIII писателя-гуманиста и философа Томаса Мора, крупнейшего учёного, прозванного «князем гуманистов», Эразма Роттердамского.

Изображённый на портрете Бонифаций Амербах – юрист, профессор, ректор Базельского университета, друг Эразма Роттердамского, музыкант, композитор, последователь гуманистического учения.

В 1513 году Амербах начал изучать юриспруденцию в старейшем в Германии Фрайбургском университете, в 1525 году получил учёное звание профессора и преподавал римское право до 1536 года. Пять раз избирался ректором университета и считался одним из самых видных экспертов в своей профессиональной области.

Эразм Роттердамский, помимо прочих ценностей, завещал молодому другу несколько картин Ганса Гольбейна Младшего и свои книги, поэтому Амербах считается духовным наследником великого учёного.

Ганс Гольбейн Младший. «Портрет Саймона Джорджа из Корнуолла», 1535. Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне
Ганс Гольбейн Младший. «Портрет Саймона Джорджа из Корнуолла», 1535. Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне

Красивое лицо Бонифация Амербаха исполнено благородного спокойствия и достоинства, а сверкающие глаза выдают страстную натуру, пытливый ум и проницательность. Гуманист и учёный эпохи Реформации воплощает в себе образ передового человека своего времени, деятельного, всесторонне развитого и стремившегося к знаниям.

Портрет кисти Ганса Гольбейна вошёл в коллекцию Базельского музея в 1662 году. До этого он находился в доме Амербаха в Базеле, где хранились также ноты, музыкальные инструменты, предметы искусства и обширная библиотека.

Сын Бонифация, Базилиус Амербах, пошёл по стопам отца: получил профессорскую степень в области права и продолжил собирать коллекцию, начатую отцом. Именно она легла в основу художественного собрания Базельского музея изобразительных искусств.

Сандро Боттичелли. «Портрет молодого человека с медальоном», 1480 год. Частная коллекция.

-17

Живописец, увековечивший главную Музу своей жизни – прекрасную златовласую Симонетту Веспуччи – в образе Венеры, Весны и нежных Мадонн, оставил после себя несколько великолепных мужских портретов.

Один из них изображает юношу эпохи Кватроченто. Его внешность – белая кожа, густые волнистые медово-рыжие волосы – отвечают канонам красоты периода Возрождения, а изысканный покрой кафтана и холодный оттенок синего, крайне редкий в то время, дают основание полагать, что неизвестный принадлежал к одной из самых родовитых фамилий.

Есть мнение, что на картине изображён Джованни иль Пополано де Медичи – аристократ, происходивший из младшей ветви влиятельной флорентийской семьи. Отца он потерял ещё в раннем детстве, поэтому опекуном стал синьор Флоренции Лоренцо ди Пьеро де Медичи, известный истории как Лоренцо Великолепный.

Читайте также:👩‍👧‍👦

Знаменитый правитель Флорентийской республики и покровитель искусств помог своему подопечному получить прекрасное образование, однако позднее между ними возникли трения по поводу отцовского наследства Джованни, решить которые удалось только через арбитражный суд.

Сандро Боттичелли. «Портрет юноши». Около 1475–1480. Лувр, Париж. Ещё один мужской портрет, имя модели осталось неизвестным
Сандро Боттичелли. «Портрет юноши». Около 1475–1480. Лувр, Париж. Ещё один мужской портрет, имя модели осталось неизвестным

После смерти Лоренцо его сын, слабохарактерный и недалёкий Пьеро II ди Лоренцо де Медичи, прозванный в народе Глупым, выгнал из Флоренции Джованни и его брата, которым удалось вернуться только благодаря вторжению в Италию короля Карла VIII. После этого Джованни Медичи открыто выступал против Пьеро в поддержку республиканцев и даже отказался от фамилии Медичи, изменив её на Пополано («народный»).

Джованни Медичи скончался от подагры в возрасте 30 лет. Его сын, тоже Джованни де Медичи, известный также как Джованни делле Банде Нере, стал последним из великих итальянских кондотьеров и отцом знаменитого герцога Тосканы Козимо I.

Неизвестный ранее портрет обнаружил в 1938 году лондонский дилер Фрэнк Сабин висящим в гостиной поместья барона Ньюборо, и купил его за бесценок.

-19

На торгах аукциона Sotheby's в 2021 году картина была продана покупателю из России, пожелавшему остаться анонимным, за астрономическую сумму в 92,2 млн. $.

Какой из портретов произвёл на вас самое сильное впечатление? Рассказывайте в комментариях и дополняйте галерею своими любимыми живописными образами.

Рафаэллино дель Гарбо. «Портрет юноши»
Рафаэллино дель Гарбо. «Портрет юноши»

Вас может заинтересовать:

Ранее:

Далее:

©ГалопомПоЕвропам

До встречи на канале!

Тициан. «Портрет Федерико Гонзага, герцога Мантуи», 1529. музей Прадо, Мадрид
Тициан. «Портрет Федерико Гонзага, герцога Мантуи», 1529. музей Прадо, Мадрид
Доменико Тинторетто. «Мужской портрет» (Портрет Франческо Бассано?). Между 1586 и 1589, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Доменико Тинторетто. «Мужской портрет» (Портрет Франческо Бассано?). Между 1586 и 1589, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Джованни Баттиста Морони. «Портной». Около 1570–1575, Лондонская национальная галерея
Джованни Баттиста Морони. «Портной». Около 1570–1575, Лондонская национальная галерея