Ах, эти деревенские свадебные традиции.
Сначала Слава приехал выкупать свою невесту. Соседи перегородили длинными деревянными столами дорогу и беспардонно требовали спиртное и деньги. Еле отбившись от попрошаек, Слава столкнулся с новым препятствием. У ворот стояли коллеги Светы, и ему пришлось выполнять кучу дурацких, с его точки зрения, заданий: искать отпечаток губ любимой, искать ключи от ворот в муке, ступать по нарисованным следам и выкрикивать ласковые слова. Май выдался жарким. В официальном костюме Слава вспотел, раскраснелся и очень злился. Но традиции нужно было соблюдать. После выкупа молодые поехали в сельский клуб, где проходила свадьба. Толпа народа волновалась и ждала зрелищ. Самые наглые и любопытные смогли пробраться в комнату регистрации, остальные стояли на улице в надежде подробно рассмотреть молодых. Саму регистрацию Света помнила плохо. Волнение, духота в комнате сделали своё дело. Мельком она видела регистраторшу в нелепом цветном платье и с высокой прической, мелькали лица, кто-то её целовал, дарили цветы, усадили для общего фото, вот Слава на руках выносит её из клуба, они идут к памятнику в центре села, возлагают цветы, а вот они уже в машине, едут в колхозную столовую на продолжение празднества.
Редко когда деревенская свадьба обходится без драки и мордобития. Не обошлось без этого и на свадьбе Светы. Сначала Слава осадил пьяного Митяя дружка своего давнего, тот позволил себе лишнего сболтнуть, за что и поплатился, отправившись со свадьбы восвояси. А следом Оглобля явилась. Непрошенным гостем зашла в зал, попросила у тамады слова для поздравления. Не успела много сказать, свидетель со свидетельницей живо под руки выволокли на крыльцо, но и того, что сказала, достаточно было, чтобы гости рты открыли от удивления, а у новоиспеченного мужа заиграли желваки. В основном грязь на Свету лила, обиду брошенной женщины, а кто ж пьяную слушать будет? На крыльце подхватила её Зоя Матвеевна, директор школы, и потихоньку увела с глаз долой.
Свадьба покатилась дальше: тосты, поздравления, дурацкие игры от нетрезвого тамады.
Света очень устала, хотелось снять это платье с чужого плеча, тесные туфли, выпить чашку молока с медом и лечь спать. Молодой муж напился, а Света ненавидела пьяных людей до глубины души. Он то лез целоваться, то тащил в круг танцевать, то признавался в любви. Свекровь, видя состояние сына, живо приказала молодых с подарками отправить домой, отдыхать, а свадебное веселье продолжить без них.
Дома Слава сразу же отрубился, рухнув поперек кровати в их обновленной ремонтом комнате в доме его родителей. Света стащила с его ног ботинки, развязала галстук, переоделась и начала носить из машины подарки в дом. Водителю, помогавшему Свете, пришлось ещё пару раз приехать, чтобы перевезти подаренное на свадьбу. Свалив подарки в большой парадной комнате, Света наконец-то могла отдохнуть. Вытащив из-под мужа плед, она устроилась в большом кресле и сразу же уснула от усталости.
Разбудил её громкий разговор. Свекры с раннего утра разбирали подарки. На полу небрежно брошенный валялся комплект белья, подаренный коллегами, конверты с деньгами вытащены и вскрыты.
– Проснулась, Светочка, – приторно заулыбалась Ольга Николаевна, – а нам с отцом не спится, решили с утра подарки рассмотреть, прикинуть, окупится свадьба или нет? Ерунду подаренную передарим, кое-что продадим, да? Сор сегодня, опять же пиво продавать будем с рыбой, насобираем деньжат. Ты иди, умывайся, а Славу буди, второй день сегодня свадебный.
– Как я могла забыть, еще ведь и второй день. Чувствую, будет весело! Хорошо, что баба Нюра подарила деньги отдельно, так, что никто не видел, иначе не видать мне их, как своих ушей. У Славы скоро день рождения, куплю ему магнитофон, он мечтает о нем, – подумала про себя Света, умываясь.
Молодой муж спросонья был невыносим, злой, как осенняя муха. После стопки водки, заботливо налитой мамой, отошел, размяк, с восхищением смотрел, как молодая жена делает прическу, надевает свое любимое платье.
Второй день деревенской свадьбы похлеще первого будет. Живы еще в деревне обычаи и традиции, странные на взгляд городского жителя. Возьмем, к примеру, сор. Молодая жена в переднике и с веником в руках заметает сор на полу, а под ноги ей кидают монеты и бумажные деньги. А еще гости могут спрятать деньги в плафонах на потолке или в собственном кармане и улечься посреди сора. Дарителя следует обыскать, деньги найти, рюмкой водки угостить. Одним словом, гостям весело, молодой жене вовсе нет. Красная, потная Света только успевала собирать деньги в холщовый мешочек. А тут еще Славка, уже хорошо навеселе, подхватывал её на руки, чтобы снимала деньги, засунутые гостями в щели на потолке. Света очень боялась, что нетрезвый муж может её уронить.
Собранные деньги из рук забрала свекровь «подержать», больше Света их так и не увидела. Да и не до денег было, свадьба кипела, пузырилась вокруг пьяным весельем, зажигательными танцами.
После свадьбы у Светы и Славы потекла обычная семейная жизнь. Утром разбегались на работу, вечером встречались. Свекровь сразу переложила часть своих забот на Свету. Утром она обязательно готовила на всех завтрак, вечером вместе с мужем помогали по хозяйству. Работа эта была ей в радость. Уже с вечера она придумывала, чем накормит семью утром, часто ей удавалось всех удивить.
Ольга Николаевна постепенно приняла невестку, сначала относилась к ней недоверчиво, часто критиковала и выражала недовольство, но, видя её старания, в конце концов смирилась. Нет, она не стала Свете второй матерью, подругой, но часто хвалила и покупала милые пустячки.
Слава оказался хорошим мужем. Он много умел делать, особенно любил возиться с деревом, был внимательным и заботливым. По просьбе жены отремонтировал классную доску, изготовил красивые деревянные кашпо для цветов. Выходные молодые предпочитали проводить вдвоем, изредка, по праздникам, выбирались в компанию таких же молодых семей.
Как-то незаметно заболел и быстро умер отец Славы, всю жизнь любивший свою Олечку и не сказавший ей ни разу слова поперек. Ольга Николаевна сникла, резко сдала, начала часто болеть. Сын остался за главу семьи. Свадебными деньгами распорядились умно, купив на откорм в колхозе десяток бычков, продав которых через год, капитал приумножили, добавили заработанное и купили машину. Всё кругом рушилось, люди по полгода не получали заплату, а семья Дорофеевых прочно стояла на ногах.