Найти тему

Как сражались боевые дирижабли в Первую мировую войну?

Бой германского дирижабля L-32 с истребителями
Бой германского дирижабля L-32 с истребителями

Дирижабли – управляемые летательные аппараты, поднимаемые в небо и удерживаемые в нём газом легче воздуха, осуществляющие движение за счёт установленных на них двигателей, которыми приводятся в движение воздушные винты (пропеллеры).

В годы Первой мировой войны (28.07.1914 - 11.11.1918) дирижабли часто использовались воющими державами в военных целях. В настоящей статье я расскажу о том , как это делала Германия. Почему именно она? Да потому, что именно Германия располагала в войну самым крупным и мощным парком боевых дирижаблей, и из всех других стран осуществила на дирижаблях самое большое количество боевых вылетов. (То есть Германия дала наиболее яркий и солидный пример применения дирижаблей на войне).

Германский боевой дирижабль L-49 после аварийной посадки
Германский боевой дирижабль L-49 после аварийной посадки

Итак, приступаю… Во время войны Германия использовала боевые дирижабли, построенные на заводах фирмы «Шютте-Ланц»: в строй было введено 13 её дирижаблей, а также фирмы «Цеппелин»: в строй было введено 113 её дирижаблей. (Для сравнения: Россия в Первую мировую войну не смогла ввести в строй ни одного боевого дирижабля, хотя и предпринимала несколько таких попыток).

Российский боевой дирижабль "Гигант" (погиб 10.02.1915 в испытательном полёте)
Российский боевой дирижабль "Гигант" (погиб 10.02.1915 в испытательном полёте)

Все эти дирижабли имели жёсткую конструкцию (то есть обтянутый материей жёсткий корпус из силовых элементов, в котором находились мешки с подъёмным газом; свободное от этих мешков пространство в корпусе использовалось для размещения экипажа, вооружения и прочего).

Схема дирижабля жёсткой конструкции (типа цеппелин)
Схема дирижабля жёсткой конструкции (типа цеппелин)

В качестве подъёмного газа применялся водород. Это довольно опасный газ, так как он воспламеняется от малейшей искры. Но использовать в качестве подъёмного газа негорючий гелий у немцев, увы, возможности не было (месторождений гелия в Германии нет, а извлекать его из природного и нефтяного газов тогда ещё не научились).

Германский боевой дирижабль L-23
Германский боевой дирижабль L-23

Чем было обусловлено привлечение к боевым действиям дирижаблей? Несовершенством самолётов того времени! Да, в сравнении с дирижаблями, самолёты обладали в полтора-два раза более высокой скоростью и существенно большей маневренностью. Но зато самолёты имели крайне низкую (близкую к нулю) грузоподъёмность и очень малую дальность полёта. Высотность полёта у них тоже оставляла желать лучшего. Радиосвязи у самолётов не было.

Английский истребитель Airico DH.2 (1915 год)
Английский истребитель Airico DH.2 (1915 год)

Лётно-технические характеристики дирижаблей были куда более серьёзными. Например, у построенного в 1916 году дирижабля L-30 они были следующие: максимальная скорость – 103,3 км/час, грузоподъёмность - 32,4 (!!!) тонны, дальность полёта 7500 (!!!) км на скорости 80 км/час, максимальная высота полёта – 7400 (!!!) метров. Кроме того, на этом дирижабле была установлена радиостанция (!!!), дальность передачи сигнала которой составляла 1500 км. Подъёмную силу дирижабля обеспечивали 19 газовых мешков. Обслуживал дирижабль экипаж из 20 человек. (Благодаря столь прекрасным характеристикам судьба у L-30 оказалась счастливой – он один из немногих дирижаблей, который смог уцелеть в войне).

Германский боевой дирижабль L-30
Германский боевой дирижабль L-30

Какие боевые задачи выполняли германские дирижабли? Таких задач было две: воздушная разведка (как над сушей, так и над морем), бомбардировка городов.

В небе над морем германский дирижабль-разведчик
В небе над морем германский дирижабль-разведчик

На воздушной разведке останавливаться не буду – с ней и так всё понятно. А вот о бомбардировке городов расскажу подробней.

Бомбовая атака германского дирижабля
Бомбовая атака германского дирижабля

Как я уже сказал, германские боевые дирижабли обладали большой грузоподъёмностью и потому были способны нести весьма приличный запас бомб. В связи с эти они совершали бомбардировочные налёты на Лондон, Париж, Варшаву и другие крупные города. Эти бомбардировки существенного урона противнику из-за малого количества самих дирижаблей нанести, конечно, не могли, но зато оказывали на него сильное деморализующее воздействие. Так, жители Лондона впервые поняли, что несмотря на островное расположение их города, отныне он не застрахован от вражеских ударов.

Последствия бомбардировки, осуществленной германским дирижаблем
Последствия бомбардировки, осуществленной германским дирижаблем

Ну и вообще, сами по себе результаты воздушных бомбардировок не могли не впечатлять. Например, 14 августа 1914 года в результате налёта всего одного (!!!) дирижабля на бельгийский город Антверпен было полностью разрушено 60 домов, а еще 900 повреждено.

Последствия бомбардировки, осуществленной германским дирижаблем
Последствия бомбардировки, осуществленной германским дирижаблем

В декабре 1916 года германские дирижабли LZ-98 и L-38, а в марте 1917 дирижабль LZ-120 предпринимали попытки бомбардировочных налётов на не имевший какой-либо противовоздушной обороны Петроград. Однако Бог хранил столицу Российской империи. Каждый раз из-за плохой погоды дирижабли обледеневали и, не долетев до Петрограда, поворачивали назад.

Плакат 1914 года о переименовании Санкт-Петербурга в Петроград
Плакат 1914 года о переименовании Санкт-Петербурга в Петроград

В первый месяц войны германские дирижабли совершали бомбардировки в дневное время суток. Однако, потеряв четыре аппарата, уже к сентябрю 1914 года командование стало отправлять дирижабли бомбить противника в основном в ночью.

Германский боевой дирижабль в небе над ночным Лондоном
Германский боевой дирижабль в небе над ночным Лондоном

Для скрытного подхода к цели экипажи дирижаблей старались использовать густую облачность. При этом ввиду несовершенства тогдашнего навигационного оборудования и необходимости визуального наблюдения поверхности для достижения точного выхода на цель дирижабли применяли наблюдательные гондолы: почти невидимые с земли, оборудованные телефонной связью капсулы, спускаемые вместе с аэронавтом-наблюдателем под облака на тросах длиной до 200 метров. Помимо выполнения навигационных функций, наблюдатель ещё и корректировал бомбометание. (Кстати, были случаи, когда при возникновении реальной угрозы уничтожения дирижабля и необходимости для устранения данной угрозы быстро набрать высоту, экипаж скидывал наблюдательную гондолу вместе с несчастным наблюдателем с огромной высоты на землю).

Наблюдательная гондола с аэронавтом-наблюдателем
Наблюдательная гондола с аэронавтом-наблюдателем

Для обеспечения скрытности подхода к цели немецкие аэронавты хорошо отработали и другую тактику… Ночью на малой высоте они подлетали к району расположения цели, выбирали нужное направление ветра и выключали двигатели, чтобы на земле не был слышен их рокот. Затем дирижабли под воздействием ветра совершенно бесшумно, скрытые ночным небом оказывались над целью и производили сброс бомб.

Германский дирижабль бомбит Англию (почтовая открытка)
Германский дирижабль бомбит Англию (почтовая открытка)

Однако в любом случае выполнение бомбардировок требовало от немецких аэронавтов воистину отчаянной храбрости. Дело в том, что уже к началу войны существовали противовоздушные пулемёты и зенитные орудия.

Противовоздушный пулемёт времён Первой мировой войны
Противовоздушный пулемёт времён Первой мировой войны

Дирижабли выкрашивались снизу для маскировки в чёрный цвет, но это слабо помогало, поскольку на земле имелись мощные прожектора, способные обнаружить дирижабль даже в кромешной тьме и взять его в перекрестие своих лучей, как в клещи.

Захват германского дирижабля прожекторами ПВО
Захват германского дирижабля прожекторами ПВО

Это позволяло наземным средствам противовоздушной обороны вести по воздушным исполинам (например, длина упомянутого выше дирижабля L-30 составляла 198 (!!!) метров, а его максимальный диаметр корпуса – 24 метра) очень меткий огонь – промазать было просто нереально. А возможности противозенитного манёвра у дирижабля в силу его неповоротливости были весьма ограниченные.

Захват германского дирижабля прожекторами ПВО
Захват германского дирижабля прожекторами ПВО

Довольно долго экипажи германских дирижаблей не особо боялись огня ПВО, так как её пули и снаряды зачастую лишь пробивали дирижабли насквозь, но не уничтожали их. Если прострелянным оказывался какой-либо из газовых мешков или даже несколько из них, то это не было критичным – дирижабль мог убраться восвояси на оставшихся неповреждённых мешках. Прострелы мешков лишь в нижней их части вообще не влекли негативных последствий – рвущийся в небеса водород мог уйти из мешка только через верхние отверстия.

Захват германского дирижабля прожекторами ПВО
Захват германского дирижабля прожекторами ПВО

Однако ситуация кардинально изменилась после того, как в ПВО на вооружение поступили зажигательные пули и снаряды. Тогда контактный бой, как правило, заканчивался не в пользу дирижабля. В считанные секунды после первого попадания зажигательного боеприпаса в газовый мешок весь дирижабль охватывался пламенем и приобретал вид гигантского факела.

Германский боевой дирижабль после попадания в его газовые мешки зажигательных пуль
Германский боевой дирижабль после попадания в его газовые мешки зажигательных пуль

Обычно экипажи для экономии веса не брали в полёт парашюты, находя более полезным взять вместо них несколько дополнительных бомб. Поэтому вероятность гибели всех на борту была очень велика. Некоторые аэронавты выпрыгивали из подбитых дирижаблей без парашютов, предпочитая разбиться, но не сгореть заживо. Порой от аэронавта после крушения дирижабля оставалось буквально одно мокрое место.

Мокрое место от погибшего немецкого аэронавта
Мокрое место от погибшего немецкого аэронавта

В годы войны совершенствовалась не только наземная ПВО, но и авиация. На первых порах самолёты даже не имели стрелкового вооружения. Но уже с начала 1915 года на них стали устанавливаться штатные пулемёты. После того как эти пулемёты с 1917 года стали снаряжаться зажигательными пулями – самолёты превратились в грозную силу. От одной короткой очереди крохотного аэроплана гигантский дирижабль мог вспыхнуть, как спичка.

Результат поединка истребителя с германским боевым дирижаблем
Результат поединка истребителя с германским боевым дирижаблем

Тогда для борьбы с самолётами на германских дирижаблях стали устанавливаться пулемёты. Они были как в гондоле управления, так и на специальных оружейных площадках жёсткого корпуса.

Пулемётное гнездо германского боевого дирижабля
Пулемётное гнездо германского боевого дирижабля

Пулемётным огнём стрелки пытались отбиться от наседавших со всех сторон истребителей (бывало, в атаке участвовало сразу более 70 самолётов!!!) и отогнать их от дирижабля… Правда, чтобы не загорелся периодически стравливаемый из дирижабля водород, открывать огонь по самолётам стрелкам позволялось только с разрешения командира.

Стрелок в гондоле германского боевого дирижабля
Стрелок в гондоле германского боевого дирижабля

И всё же лучшей защитой дирижаблей была высота! Дирижабли летали выше самолётов. В начале войны на 3500 метров над землёй ни наземные средства ПВО, ни самолёты не могли их поразить. Однако потолок применения зенитных орудий и самолётов неуклонно повышался. Так, к 1918 году некоторые самолёты хотя и с трудом, но уже могли подниматься на высоту в 6000 метров. Поэтому воевать на дирижаблях становилось всё труднее и труднее. Немецким аэронавтам приходилось для своего спасения подниматься в небо всё выше и выше.

Полёты на больших высотах при отсутствии гермокабин экипажам дирижаблей давались нелегко. Их членам приходилось терпеть температуры до -40 градусов по Цельсию! Чтобы спастись от жуткого холода они вынуждены были надевать меховое кожаное обмундирование либо просто тулупы и валенки. Несмотря на это некоторые аэронавты всё равно возвращались на базу с отмороженными конечностями.

Члены экипажа германского боевого дирижабля в меховом обмундировании
Члены экипажа германского боевого дирижабля в меховом обмундировании

На высоте 5000 метров и более нехватка кислорода часто вызывало у членов экипажей носовые кровотечения, рвоту и потерю сознания. Приём пищи на такой высоте был невозможен.

Однако немецкие аэронавты были фанатами воздухоплавания, шли служить на дирижабли добровольно и потому все перечисленные выше трудности их не останавливали. Невзирая на многочисленные потери, они продолжали боевые вылеты до самого окончания войны.

Английская карикатура на германские боевые дирижабли
Английская карикатура на германские боевые дирижабли

Можно ли привести интересные примеры каких-либо конкретных боевых вылетов германских дирижаблей? Да, таких примеров много. Но лучше, чтобы не перегружать вас, уважаемые читатели, чрезмерным обилием информации, посвятить этой теме отдельную статью.

Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк!

(Кстати, о дирижаблях я написал ещё одну статью, которая называется так: «Дирижабли – какую пользу они могут принести России?». Рекомендую её прочитать!!!).

С уважением, Иван Правдолюбов.