Решила посвятить сегодняшнюю статью природе травли. Откуда в нас потребность в социальности? Ниже сделала выжимку того, как на этот вопрос отвечают биологи, например, известный биолог Роберт Сапольски.
1. Начнём с того, как работает наша память, и как мы учимся. Про память очень много исследований в открытых источниках, в двух словах они сводятся к тому, что, если человека долго убеждать в чём-то, затылочная кора, которая анализирует зрительные раздражения, будет думать, что видела то, в чём её убеждают. В принципе, убедить человека можно в чём угодно, особенно если это делает группа людей. Один из самых известных экспериментов на эту тему был проведён Ашем ещё в 1951 году, когда в экспериментальную группу включали подставных людей, задача которых сводилась убеждать, что несуществующее существует. Задание было посмотреть на две карточки. На одной была изображена одна вертикальная линия. На второй — три линии, одна из которых соответствовала по длине линии на первой карточке. Разница в длине составляла от 2 до 4 см и была очевидна для глаза. В ходе эксперимента брали одного испытуемого и сажали его с 6-8 подставными. Показывали 18 пар карточек, испытуемый отвечал последним, он должен был определить, какая из трёх линий на второй карточке совпадает по длине с линией на первой. Сначала все давали верные ответы, чтобы расслабить испытуемого, примерно на 6-й карточке подставные начинали давать очевидно неверные ответы. Постепенно дискомфорт испытуемого увеличивался, в итоге в 36 процентах случаев испытуемый полностью отказывался от своих ответов и принимал мнение большинства. 75% соглашались с неверным ответом как минимум в 1 случае. Причём, если испытуемый подозревал, что люди подставные, эксперимент сворачивался, и эти данные в результаты эксперимента не вошли. 36% — вроде бы не так уж много. Но! Тут и ответ очевиден, это же про длину линий, которая отличается на 2-4 см! Что уж говорить про менее очевидные вещи, например, «Сидеть с Дашкой — стрёмно» или «Петров заслуживает бойкота».
Есть и другие известные эксперименты, которые даже читать страшно. Я про работы Милгрэма, где он исследует подчинение власти, про тюремный эксперимент Зимбардо.
2. Ещё один значимый момент, заложенный в нас природой. Стремление к подражанию. Когда человек видит, что он находится в оппозиции к большинству, автоматически он ощущает это, как «видимо, я неправ». Раздражается вентромедиальная префронтальная кора. Это раздражение обычно нам полезно. Оно является основой обучения с подкреплением. Повторил за вожаком, сделал всё правильно, получил кусок мяса. Повторил за учителем, сделал всё правильно, получил пятёрку. Повторил за агрессором, сделал всё правильно, получил похвалу или гарантию безопасности.
3. Почему к агрессору так легко присоединяется свита? Потому что это даёт бонусы в виде удовольствия и спокойствия. За удовольствие от социальных связей у нас отвечает окситоцин. Это тот же гормон, который играет важную роль в размножении. Неважно, интроверт вы или экстраверт, природой так уж заведено, что совсем одному быть плохо. Из гипоталамуса окситоцин попадает в дофаминовые центры мозга (вентральная покрышка, миндалина и т. д.), тем самым человек получает удовольствие от принятия социумом. Причём, по большому счёту нам всё равно, к какой группе принадлежать. Если мы чувствуем себя частью группы, это даёт ощущение благополучия. Кроме того, принадлежность к группе снижает наш страх. Это стремление снизить тревогу от одиночества знакомо нам уже много тысяч лет, ещё с тех времён, когда выжить одному среди диких животных было почти невозможно. Одиночество подсознательно небезопасно.
4. Про окситоцин нужно понимать ещё одну важную вещь. Он же отвечает и за агрессию к чужим. Окситоцин усиливает желание защищать своих и может стимулировать нанесение «упреждающих ударов» по чужакам с целью защиты от возможной агрессии с их стороны. В дикой природе это так работает, что, если группа воспринимает одного представителя, как чужого из-за другого окраса, например, включается агрессия, как ответ на потенциальную угрозу.
Учитывая вот эту огромную недоработку природой человека в виде искажений памяти и восприятия, да ещё и сильную зависимость от социализации, понятно, что можно что угодно выдать за что угодно. Что нацизм — это необходимый шаг для развития человечества, что война нужна для мира, что травля нужна для взросления, и что большинство детей не может ошибаться.
И что теперь, скажете вы? Если все эти механизмы заложены в природе человека, то зачем с ними бороться? Но в природе человека заложено много чего, с чем мы боролись и боремся. Этим человек от животного и отличается. Он может создать коллективный договор, оформить его в правовую рамку и как-то помочь своим демонам реализовывать свои потребности в тонатосе иными способами, чем прямо на улице бросаться на каждого встречного.
А про правовую рамку моя читательница Ирина в комментарии под одной из статей написала лучше меня, привожу этот комментарий здесь. Курсивом выделила слова, которые пришлось в комментарии заменить, чтобы статья не блокировалась.
«В нормальном правовом государстве все разборки между взрослыми гражданами выведены в правовое поле. То есть если некто с девиантным поведением тебя как-то обидел — побил, оскорбил, обманул на деньги — нельзя дать ему сдачи в ответ, а надо пойти и пожаловаться в правоохранительные органы, которые обязаны принять меры. Это их функция. А если будешь сам выяснять отношения — ты тоже неправ по закону. Конечно, желательно уметь самообороняться, так как граждане с девиантным поведением законы не чтут, а у людей в форме нет телепорта. Но то, что на тебя кто-то нападает — это не норма, и по закону такой агрессор должен быть наказан.
А теперь посмотрим на детское общество, и там картина вырисовывается совершенно противоположная. Тебя могут обзывать, оскорблять, пинать, давать подзатыльники, портить твои вещи, а от взрослых слышно только „разберись сам“, „ты тоже ему дай“, „не обращай внимания“, „а что ты во взрослой жизни делать будешь?“. Ябедничать (то есть по факту писать заявление в правоохранительные органы) при этом строго критикуется. То есть тебе надо готовиться к тому, чтобы во взрослой жизни либо решать свои проблемы собственными кулаками, либо же привыкать терпеть унижения? При этом хулиганы и обидчики, фактически нарушающие законы, никак не наказываются и никакой управы на них нет. Даже внешнего осуждения. Ну, это же дети, они всегда обзываются и дерутся, это нормально. Государство, полное анархии и самоуправления.
И как мы хотим получить правовое общество при таком подходе в детстве? По исполнению 18 лет все резко должны перевоспитаться и вести себя по-другому? Вот и получаем то, что получаем.
И то, что множество людей искренне не видит этого, удивляет и печалит».
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал. Здесь я пишу о детях, о школе, о травле, делюсь лайфхаками и историями из жизни.
Еще вы можете помочь каналу получить признание на премии "ТопБЛОГ". Блогеры, которые получат премию, пройдут обучение и смогут улучшить свой канал. Очень верю в вашу поддержку. Чтобы помочь мне в этом, нужно сделать 4 действия.
1. Зайти по ссылке премии "ТопБЛОГ".
2. Выбрать номинацию "ПРОвоспитание"
3. Вставить ссылку на канал: https://zen.yandex.ru/id/605c50e28c070b23ae88ed39
4. Оставить свою (или любую) почту.
Книгу "Травля: со взрослыми согласовано" можно заказать тут.