В 1839 году английский художник и исследователь Фредерик Кезервуд и американский писатель Джон Ллойд Стивенс отправились в путешествие по Центральной Америке.
Эта поездка была не просто желанием отдохнуть и посмотреть достопримечательности в неизвестном месте. Познакомившись в 1836 году, Стивенс и Кезервуд сразу нашли общий язык: оба любили путешествовать, исследовать малоизученные места и делиться своими открытиями.
Как-то раз они прочитали отчет о руинах археологического города Копана политического активиста и военного чиновника Хуана Галиндо. Это было довольно скучное и лишенное иллюстраций повествование, которое не могло вызвать интереса к искусству и культуре древних городов. Понимая, как важно писать о путешествиях простым, но интересным языком, не забывая об иллюстрациях, Стивенс и Кезервуд решили создать что-то поинтереснее общепринятых фраз и фактов, касающихся цивилизации майя.
Выпущенная в 1841 году книга об интересном и довольно трудном путешествии наших героев станет бестселлером, а иллюстрации Кезервуда откроют во всей красе удивительные и мало кому известные памятники архитектуры и скульптуры древней цивилизации.
Кто такой Фредерик Кезервуд?
Фредерик Кезервуд (1799-1854) родился в Лондоне. Практически ничего неизвестно о его семье, детстве и учебе. Остается загадкой, как он выглядел: есть только одна не очень качественная фотография, где, предположительно, стоит Фредерик. Но это только предположение.
Кезервуд посещал занятия в Королевской академии и брал уроки у английского архитектора Майкла Мередита. В 1821 году он путешествует по Италии и исследует искусство Древнего Рима. Потом была поездка в Грецию, где Фредерик начинает зарисовывать древние памятники архитектуры и скульптуры. В 1824 года он добирается до Египта, путешествует вдоль Нила и продолжает запечатлевать увиденное.
По возвращении в Англию в 1826 году Кезервуд занимается преимущественно архитектурой, при этом выставляя свои египетские эскизы в Королевской Академии.
Надолго Кезервуд в Англии не задерживается: он уезжает в Египет, а оттуда в Иерусалим, где создает детальную карту города. Стивенс будет пользоваться ей при исследовании Иерусалима в 1836 году.
Фредерик Кезервуд был разносторонней личностью. Он интересовался архитектурой, скульптурой, живописью и градостроительством. Постоянно путешествуя, Кезервуд привозил множество рисунков и карт, создавал архитектурные проекты. Он с радостью поддержал идею Стивенса об очередном путешествии в малоизученное место, отличаясь по своему характеру неусидчивостью и жаждой к новым открытиям и знаниям.
Путешествие по Центральной Америке
3 октября 1839 года, после тщательной подготовки, Стивенс и Кезервуд отплывают на судне «Мэри Энн» в центральную Америку из Манхэттена.
13 ноября путешественники прибывают в Копан – древний город майя, прежде никого особо не интересовавший. До Кезервуда и Стивенса туда приезжали парочка исследователей, кто-то даже что-то зарисовывал, но это все были скудные и не особо интересные для широкого круга читателей записи.
Увиденное поразило наших героев. Стивенс писал о многочисленных скульптурах и памятниках архитектуры, разбросанных повсюду, при этом сам город был необыкновенно пустынным. А вокруг – непроходимые джунгли, не пускавшие путешественников на некогда величественные земли.
Работы было много. Необходимо было расчистить памятники, испорченные или спрятанные природой, чтобы Кезервуд не упускал деталей для максимально реалистичного изображения.
После Копана путешественники посетили руины Санта-Крус-дель-Киче, Тонину и руины Паленке.
Интересно, что во время путешествия вдоль гор Чьяпас, Стивенс и Кезервуд не смогли долго исследовать близлежащие города из-за сильных тропических дождей; условия для работы были невыносимыми. А из-за постоянной сырости многие памятники разрушились или находились в плохом состоянии.
Но это была не самая большая трудность в их авантюре. Комары – вот самая серьезная проблема. Малярией переболели и Стивенс, и Кезервуд. Последнему особенно не повезло: как-то раз состояние Кезервуда было настолько тяжелым, что он не смог сидеть на лошади.
Это было трудное и местами недоступное путешествие, которое наши путники завершили через десять месяцев, вернувшись в Нью-Йорк 31 июля 1840 года.
Работа над материалом и заслуженное признание
Пока Стивенс писал книгу, Кезервуд подготавливал свои работы, которых во время путешествия накопилось немало. Часть иллюстраций он отправил в Лондон, где художники-графики выгравировали их на стали.
Сам процесс создания работ оказался очень сложной авантюрой. Иллюстрации были созданы с помощью камеры-люциды. Таким же образом Кезервуд создавал свои рисунки в Египте, но там все было понятнее: древнеегипетское искусство оказалось не таким сложным по сравнению с искусством цивилизации майя. Замысловатые орнаменты, бесконечное число деталей, формы и объемы – многие памятники и архитектурные сооружения сильно отличались от всего увиденного ранее, поэтому и работать с таким материалом было гораздо сложнее. Из-за этого Кезервуд был не согласен с Пабло Феликсом Кабрера, гватемальцем, который доказывал, что руины цивилизации майя имеют египетское происхождение. И действительно, если изучить многие памятники цивилизации майя, создается впечатление, что это что-то совершенно уникальное и мало на что похожее культурное достояние. Кто знает.
Даже с помощью камеры-люциды Кезервуду было очень сложно передать все детали увиденного. Плюс не забываем о вездесущих комарах, которые искусали его руки: ему приходилось работать в перчатках, что тоже влияло на качество работ.
В 1841 году публика наконец-то увидела книгу «Случаи из путешествий в Центральную Америку, Чиапас и Юкатан», ставшую бестселлером благодаря увлекательному слогу Стивенса и невероятным иллюстрациям Кезервуда.
Надо сказать, что после выхода книги Стивенс и Кезервуд организовали еще одно путешествие на Юкатан – полуостров в центральной Америке. В этот к ним присоединился доктор Сэмюэл Кэбот, орнитолог-любитель. После этого путешествия была выпущена книга «Случаи из путешествий по Юкатану».
Вот такие интересные и местами опасные приключения, итог которых – появление интереса к изучению цивилизации майя. Нельзя сказать, что до Стивенса и Кезервуда никто ничего не знал об этом диком месте; вопрос именно в подаче материала. Сухие отчеты и пространственные описания могли впечатлить разве что экспертов, но не простых людей, жаждущих увидеть что-то необыкновенное и незнакомое.
Есть очень красивые и детальные копии рисунков Кезервуда, выполненные художником и гравером Джоном Борном, художником Эндрю Пикеном и Уильямом Пэрреттом.
А что же Фредерик Кезервуд?
После всех путешествий Фредерик переезжает в Сан-Франциско и основывает там компанию для снабжения горняков и золотоискателей. Предприимчивый был человек.
27 сентября 1854 года пароход «Арктика», переплывавший Атлантический океан, столкнулся с пароходом «Весна» и потонул. В числе пассажиров «Арктики» был Фредерик Кезервуд, он погиб в возрасте 55 лет.