Найти в Дзене
хрум-хрумыч

Как я стоял на "Посту № 1" и охранял Знамя части. Правдивая история о службе в СА.

В силу того, что я от рожденья выдался миловидным и благообразным (в чём я лично не виноват), меня, в армии, частенько назначали караульным на "Пост №1". Служивым людям, я думаю, не надо объяснять, что это такое.

Караульная служба, доложу я вам, - это не сахар. Перед заступлением в караул, подразделение укладывается спать в дневное время суток... Что в обычные дни - невозможно. Отоспавшись в течение 3-х, 4-х часов списочный состав роты распределялся по местам несения караульной службы. Я, как уже было сказано, чаще всего назначался на "Пост № 1". Это означало, что я, одетый в парадную форму, должен был охранять Знамя части. Для несведущих поясню, если Знамя части, вдруг, исчезнет - то воинская часть (а это офигенное количество людей, техники и других материальных ценностей) будет расформирована и предана забвению. Короче говоря, шум в армии поднимется такой, что эхо его дойдёт до самих стен древнего Кремля (это при том, что служил я в ЗабВО)! Поясню ещё, что никто точно не знает, что будет с каждым, кто повинен в том, что Знамя части пропало, поэтому об истинных последствиях этого чрезвычайного происшествия - можно только догадываться.

У нас Пост№1 был оформлен иначе, но общее представлении о нём, эта фотография передаёт. Фото из открытых источников.
У нас Пост№1 был оформлен иначе, но общее представлении о нём, эта фотография передаёт. Фото из открытых источников.

И вот меня, как одного из самых благообразных, назначают на "охрану и оборону" святая святых - Знамени части. Можно долго описывать все перипетии, связанные с несением солдатами караульной службы, но на это потребуется много времени и букв. Скажу лишь кратко, что солдат, несущий караульную службу, должен был четыре часа стоять в карауле (непосредственно исполнять свои обязанности по охране и обороне охраняемого объекта), четыре часа бодрствовать ( изучать Устав караульной и гарнизонной службы) и четыре часа спать (самый приятный момент во всей этой истории). Итого: двенадцать часов. То есть, в сутки караульный исполнял свои обязанности дважды.

Помимо всего прочего, солдата, несущего караульную службу, несколько раза в сутки кормили едой из бачков, приносимых из солдатской столовой. Еда, надо доложить, была не ахти какая вкусная, но употреблять её можно было. В качестве примера скажу, что отваренные макароны в перемешку с рыбными консервами, а также чай, в котором "повар заваривал свои портянки" (чай и вправду отдавал портянками) - были обычными блюдами, подаваемыми на завтрак или ужин. Если кто желает попробовать, что это такое, - отварите в несолёной воде самые дешёвые макароны (слипшиеся) и добавьте в них рыбные консервы (самые дешёвые), в пропорции 10 к 1... Приятного аппетита! Поясню, дело было в конце 80-х годов. Как раз на смычке горбачёвской перестройки и ельцинской перестрелки.

Самое сложное во всей этой истории - это то, что караульный, после несения службы на посту, должен был ещё четыре часа бодрствовать... И не просто бодрствовать, а сидеть за столом и читать (заучивать) "Устав караульной и гарнизонной службы" (это такая небольшая книжица в мягком переплёте). "Ну почему бы не дать солдату поспать!!! Почему бы не дать солдату отдохнуть ?" - мысленно задавались вопросами караульные, клюя носами в тот самый Устав.

Однако как известно, ничто не бывает вечным, и те самые четыре часа бодрствования заканчивались, и караульный , наконец, укладывался спать на жёсткую, обитую дермантином, кушетку. О, это были самые благословенные минуты... Да-да, минуты, ибо те четыре часа, которые отводились на сон, пробегали так быстро, что казались минутами. В самый сладостный момент сновидений, кто-то из сослуживцев подходил, тряс тебя за плечо и говорил: "Подъём, подъём...". Слово "подъём" ещё долго после армии служило бы хорошим будильником, но некому было его произносить. А вот любовь к жёстким лежакам сохранилась до сих пор - я не могу спать на мягком.

Но это всё только лишь введение. Самый цимус впереди. Как вы думаете, каково это - заступить на пост в четыре часа ночи и стоять до восьми часов утра? Причём, не просто стоять, а быть начеку! Ведь в руках у тебя автомат, заряженный боевыми патронами! Да ещё и рожок в запасе. Ты должен все эти четыре часа не просто стоять и бодрствовать, но должен ещё и бдить! Должен прислушиваться к возникающим то тут, то там звукам неизвестного происхождения, должен принюхиваться к запахам, вглядываться, насколько это возможно, в темноту и вообще ориентроваться в окружающей обстановке. И ладно бы - если бы это было днём, когда вокруг кипит жизнь, но всё это надо делать глубокой ночью, под утро... а как известно, промежуток времени между ночью и утром - самый сложный период в биологическом распорядке дня человека.

Помимо всего, физиология не даёт о себе забывать - желание сходить в туалет, порой, так одолевает часового, что он уже не столько думает о том, как защитить Знамя части от посягательств супостата, сколько о том, как облегчить свои страдания, вызванные естественными потребностями. Вот и меня, однажды, настигла подобная проблема.

Штаб полка представлял собой стандартное трёхэтажное кирпичное здание коридорного типа (по типу школы). На третьем этаже, в середине коридора, было устроено углубление, в котором и размещалось Знамя полка (в стеклянной витрине), и разного рода награды, грамоты и памятные призы, и подарки, полученные частью за те или иные достижения в боевой и политической подготовке. Здесь же находился и небольшой помост, на котором и должен был стоять часовой - то бишь я.

И вот, стою я, стою, как , вдруг, чувствую и понимаю, что до прихода разводящего не достою... (разводящий - это, тот, кто разводит по постам караульных и снимает их с постов). Ну, думаю, а что же делать? До развода ещё далеко, а стоять уже нет никаких сил... Благо, время - далеко за полночь. Все "кадеты" давно уже спят и видят сны... Один я тут стою, переминаясь с ноги на ногу и не знаю, что делать. Решение проблемы пришло на ум довольно быстро. "Пост №1" находился на третьем этаже штаба, в торце коридора которого располагалось окно, оно-то и сыграло решающую роль в разрешении сложившейся ситуации. Недолго думая (долго думать уже не было сил), я подошёл к окну, раскрыл створки, вскарабкался на подоконник и, словно пионер, "затушил костёр" прямо с третьего этажа из раскрытого окна. Конечно, у меня промелькнула мысль о том, что будет, если кто-то увидит эту картину с улицы... По идее, дежурный офицер с нарядом могли бы увидеть это, если бы совершали обход неподалёку. Но мысль об этом я решительно отверг. Закрыв за собой окно, я вернулся на пост и как ни в чём ни бывало продолжил нести службу, сохранив Знамя части в целости и сохранности.

P.S. Для тех, кто воспримет мой рассказ как поклёп на Советскую армию, скажу, что это не поклёп - это правдивый пересказ забавной истории, не более того. Бывали у нас в армии и другие забавные истории, например, как мы стирали обмундирование в бензине (об этом здесь) или о том, как мы охраняли эшелон с руководителем КНДР Ким Ир Сеном - дедушкой нынешнего руководителя этой страны (об этом здесь). Да и многое, чего бывало. Обо всём не расскажешь, да и не упомнишь уже. Но могу точно сказать, что на Пост№1 я ходил много раз, но такой вот случай произошёл со мной лишь единожды.

Другие любопытные материалы на схожие и несхожие темы: