Найти тему
ИстПросвет

Какую черту характера генералиссимус Суворов унаследовал от своего отца

Оглавление

Василий Иванович Суворов служил на государевой службе по части тайной полиции и был весьма заметной фигурой. Он состоял членом тайной канцелярии, военной коллегии, был сенатором и в Семилетнюю войну отличился рачительной тратой денег на провиант для действующей армии.

Екатерина II опиралась на него в своей деятельности. С её вступлением на престол Василий Иванович был назначен в Преображенский полк премьер-майором, а уже в следующем году произведён в генерал-аншефы. В 1762 году Суворов-старший получил задание раскассировать и отправить на родину голштинцев Петра III. На это дело Василию Ивановичу выдали 7 000 рублей, из которых ему удалось сэкономить более 3 000 рублей. Довольная честностью Суворова, государыня подарила ему эти деньги.

Василий Иванович Суворов (1705-1775) и Александр Васильевич Суворов (1730-1800)
Василий Иванович Суворов (1705-1775) и Александр Васильевич Суворов (1730-1800)

Политическое "око"

В дальнейшем Суворов-старший трудился председателем московской комиссии по продаже засек, был членом духовной комиссии, занимавшейся делами изъятия у монастырей их крестьян. Как знак доверия, ему было поручено допрашивать камер-юнкера Фёдора Хитрово по делу Орловых. Как пишет А. Петрушевский, "Екатерина относилась к нему доброжелательно; в собственноручных к нему записках благодарила его за хорошие распоряжения, за верную службу, называла его" честным человеком"," праведным судьёй"".

"Суворов мне очень предан и в высокой степени неподкупен; ... я бы желала доверяться только ему, но должна держать в узде его суровость, чтобы она не перешла границ...", - говорила императрица о своём помощнике в делах политического сыска.

Отставка и пенсия

Василий Иванович не имел повода жаловаться на службу при столь лестном отношении к нему императрицы. Однако в 1768 году он вышел в отставку. А. Петрушевский полагает, что к этому его подвигла старость или потребность в отдыхе, или, что более вероятно, его решение было вызвано чисто экономическими причинами.

Надо сказать, что доходы Василия Суворова от службы были невелики. Земель или деревень с крестьянами он от царицы не получал, а денежные награды были случайными. Всё свободное время Суворов-старший употреблял на устройство своих имений и повышение доходности хозяйства. Это была его вторая страсть после государственной службы. А, может быть, и первая.

Подавая прошение об отставке, Василий Иванович схитрил и написал императрице, что не имеет пропитания от своих доходов, и щедрая Екатерина назначила ему в качестве пенсии всё то жалование, которое он получал за службу. Получилось 3 600 рублей в год. Таким образом, Суворов вышел на пенсию вполне обеспеченным человеком, тем более, что жил он один, и никому ничего не был должен.

Василий Иванович Суворов и сын Александр в Кёнигсберге (реконструкция)
Василий Иванович Суворов и сын Александр в Кёнигсберге (реконструкция)

Великий комбинатор

Наступило время, когда Василий Иванович смог отдаться своей страсти и стал собирать, копить и наживать. Прикупать имения он начал ещё в 1732 году, будучи совсем молодым офицером. Его состояние увеличивалось медленно, но верно. А. Петрушевский описывает случай, как Василий Суворов дал однажды гардемарину Скрябину 112 рублей под залог села Никольского сроком на один год. Деньги возвращены не были, и Никольское перешло в его собственность. Ещё через 2-3 года он сам заложил село за 1 000 рублей, и конечно заплатил их вовремя.

Развивая подобные операции, давая в долг деньги одним лицам и занимая их у других, Василий Иванович зорко следил при этом "за ходом деревенского хозяйства". К концу своей жизни он заметно разбогател.

"В 1760-х годах он мог уже купить село Кончанское за 22 000 рублей и дать обеим дочерям приданое - одной 17 000 р., другой вероятно столько же, и всё это в продолжение каких-нибудь 3-4 лет. Умирая в 1775 году, он оставил сыну весьма порядочные и благоустроенные имения, в которых числилось 1 895 душ мужского пола".

P.S.

Как видим, Василий Иванович Суворов был человеком бережливым. Эту черту характера унаследовал от него его сын, генералиссимус Александр Васильевич Суворов. Во всём остальном эти люди были совершенно не схожи. Василий Иванович довёл свою бережливость до высоких пределов скупости. Сын же его, Александр Суворов, бывало, "переходил от крайней бережливости к широкой щедрости", однако это уже совсем другая история.

Если статья вам понравилась, ставьте лайки, пишите комментарии и будьте здоровы

О неточностях и опечатках просьба сообщить автору