Для проведения генетического исследования в 2013-ом году ученые (из Бельгии и Франции) взяли анализы у трех представителей современных семей Бурбонов, с их согласия, разумеется.
Это Аксель Бурбон Пармский (род. 1968 год), его двоюродный дядя Сикст-Генрих Бурбон Пармский и что более всего интересно для темы данной статьи – потомок короля Луи-Филиппа, Жуан Энрике Орлеан-Браганса (род. 1954). Исследование подразумевало сравнение данных этих людей между собой, а также с предполагаемыми останками королей Генриха IV и Людовика XVI.
Что же имелось на руках у ученых? Два «артефакта», если можно так выразиться – во-первых, «мумифицированная голова» Генриха IV, по общему предположению похищенная и спрятанная кем-то из тайных роялистов при разграблении королевской усыпальницы Сен-Дени во время Революции; считалось, что у коллекционеров, пожелавших остаться неизвестными (но предоставившими «артефакт» для исследований) действительно останки этого короля. И во-вторых – платок с предполагаемой кровью Луи XVI – когда король взошел на эшафот, многие после казни унесли с собой платки, окропленные королевской кровью, один из таких платков, хранившийся в настоящее время в Италии и был взят для образца.
Первый этап исследования завершился более чем успешно. Проверялась Y-хромосома, которая является основой для установления родства по мужской линии. Говоря по-простому – допустим, если вы мужчина, у вашего прадеда два сына, у них в свою очередь по одному сыну, один из которых является вашим отцом, а другой отцом вашего троюродного брата. Вы с «кузеном» родня по мужским линиям и, если все так, как и должно быть – ваши с братом данные по Y-хромосоме совпадут. Так вот – данные по Y-хромосоме и ряду других важных сравнений показали, что все трое испытуемых действительно родственники строго по мужской линии. И у всех троих – двух «пармцах» и Орлеана есть общий линейный предок несколько поколений назад, совсем в недавнем по историческим меркам прошлом.
То есть генеалогическая схема, в которой эти трое современных Бурбонов на последних, крайних местах, верна не только юридически по документам и родословным, а еще и верна генетически. Просматривается довольно легко и их первый общий предок – это никто иной, как Людовик XIII. Или если говорить уж совсем с уверенностью (так как есть подозрения в отцовстве Луи XIII по отношению к Людовику XIV и Месье) единым общим предком этих Бурбонов, был человек являвшийся отцом Короля-Солнца и его родного брата Филиппа. Иначе, объяснить все генетические совпадения просто невозможно – здесь только один ответ – и Пармские, и Орлеаны мало того, что прямые потомки двух родных братьев, в их роду не было (это фактически невозможно) подмен по отцовской линии.
А что это значит? А это значит, что Филипп, герцог Равенство, как бы он не кричал во время Революции, что он сын кучера Лефранка– на самом деле сын Луи-Филиппа I и законный герцог Орлеанский. Дело Кьяпинни – тоже, как минимум, наполовину чепуха, в той его половине где якобы принимали участие Луи-Филипп-Жозеф с супругой – король Луи-Филипп их настоящий, родной сын. Так что ставка Марии Стеллы Кьяпинни – бита, и версия, которую, так скрупулезно отстаивал Робер Амбелен в своей монографии «Преступления и секреты государства» (увы, никак не могу найти этот загадочный труд ни на каком языке в сети) потерпела полный крах. Если Мария Стелла и была подменным ребенком аристократической семьи, то это никак не могут быть Филипп Эгалите и его жена.
А вот дальше все пошло не так просто. Внезапно оказалось, что данные всех трех Бурбонов не совпадают с выявленными ДНК предполагаемых останков Генриха IV и Луи XVI. Кроме этого – они никак не совпадают и друг с другом. Общий предок людей, данные которых взяли из «артефактов» жил… не менее 10 000 лет назад. На основе этих данных исследователи сделали неутешительный вывод – и голова не Генриха, и итальянский платок не Людовика. Не королевские это «артефакты», а неизвестно чьи, что серьезно снижает их ценность для генетических исследователей.
Постойте, может кто-то воскликнуть – а может, все как раз наоборот? Что если это как раз королевские останки, и это современные Бурбоны вовсе не их потомки? Что если это они «фальшивые»? А вот эта «формула» уже не сходится. Во-первых, если это верно, никак нельзя объяснить, откуда взялось родство между тремя современными Бурбонами. Во-вторых, вкупе с этим родством трех Бурбонов между собой надо, по мнению авторов статьи сделать очень смелое предположение, что Генрих IV не был отцом Луи XIII и была еще одна подмена отцовства где-то между Великим Дофином и отцом короля Луи XVI. А вот это уже сложно предположить, так как ни Мария Медичи, ни супруги Дофина Людовика, Луи XV, дофина Луи Фердинанда не подозревались в изменах мужьям. Кроме этого еще один дополнительный тест показал, что данные с итальянского платка принадлежали мужчине, который с вероятностью 85 % не был голубоглазым. А у Людовика XVI по всем сохранившимся свидетельствам были глаза голубого цвета.
Однако, в этом утверждении авторов статьи можно заметить одно слабое место. Если, начиная с Великого Дофина вопросов как бы нет, и итальянский платок можно смело отложить в сторону, то вот с головой… Никто не подозревает Генриха Наваррского в том, что он не был отцом Людовика XIII, зато последнего некоторым образом подозревают в том, что он не был отцом Людовика XIV и Месье. То есть, современные Бурбоны - потомки Людовика XIV и его брата, но эти двое последних - не внуки Генриха IV. И, казалось бы, при таком раскладе, если сделать такое предположение – подмена отцовства произошла не от Генриха IV к Людовику XIII, а от Людовика XIII к Людовику XIV, все со скрипом, но сходится.
Но было проведена еще одна экспертиза, на основе митохондриальной ДНК, которая подтверждает родство по женским линиям. Известно, что у Генриха Наваррского и Марии-Антуаннеты (следовательно, и ее сына Людовика XVII) был общий предок по женской линии – Анна Габсбург (1280 -1327). Так вот, у ученых уже было для исследований идентифицированное сердце юного короля, так называемое «сердце Франции» - установлено, что по необходимым генетическим признакам его ДНК совпадает с образцами волос Марии-Антуанетты и ее дочери. И данные ДНК «головы» не совпадают уже и с «сердцем» – предполагаемый общий предок мог жить уже несколько десятков тысячелетий назад.
Отсюда вывод – если предположить, что сохраненная голова принадлежит именно Генриху IV, то опять надо делать смелое предположение, что где-то в роду Наваррского или Марии-Антуанетты произошла уже не отцовская, а «материнская подмена» некоего ребенка, а это как мы понимаем, хоть и может быть теоретически, но куда труднее технически.
К сожалению, насколько я понял, не удалось на сегодняшний день выявить Y-хромосому из «сердца Франции», чтобы сравнить ее с данными современных мужчин-Бурбонов, иначе это обязательно бы сделали. Ведь отцовство Людовика XVI по отношению к Людовику XVII тоже подвергается некоторыми исследователями сомнениям.
Загадки Орлеанского Дома Франции. Часть 2-ая
Загадки Орлеанского Дома. Часть 1-ая
Генетические экспертизы современных потомков европейских монархов. Часть 2-ая.
Генетические экспертизы современных потомков европейских монархов. Часть 1-ая.