Спросите работодателя, каким он видит идеального работника? И мгновенно станут ясны его внутренние мотивы. Если он говорит, что мечтает найти сотрудников, готовых, как роботы, трудиться днями и ночами и не требовать прибавки – стоит задуматься.
Я видел примеры в реальной жизни, когда сотрудника откровенно обесценивали, буквально уничтожали его личность, но он даже и не думал об уходе. Более того, он сделал из токсичного руководителя собственного идола, восхищался его лидерскими качествами и оправдывал поведение, каким бы некрасивым оно ни было. Дальше – больше. Он разделял мнение о собственной некомпетентности, выкладывался все больше, забывал о всяких интересах, кроме работы, и все равно считал себя недостойным похвалы.
Так выглядит классический синдром жертвы. Есть люди, склонные к такому поведению в принципе, и проявляют склонность к жертвенности во всех сферах жизни: находят партнеров-абьюзеров для отношений, терпят токсичных родственников и через силу встречаются с друзьями, общение с которыми приносит негатив.
Понятно, что для таких людей оказаться в роли жертвы в коллективе – норма, ожидаемая и подсознательно желанная. Но есть и иные ситуации, когда руководитель целенаправленно культивирует в подчиненных комплекс жертвы.
Предположим, в компании есть человек с нормальной самооценкой, который хорошо справляется с должностным функционалом, но вовремя уходит домой и не боится отказаться от лишней нагрузки. Да, про таких говорят, что звезд с неба не хватают, и вряд ли они добьются карьерных высот. Тем не менее, именно такие работники составляют крепкий и надежный костяк менеджерского состава.
😏 Но токсичному руководителю мало просто качественного и полноценного выполнения трудовых функций. Он понимает, что из сотрудника можно выжимать еще и еще, ведь он успешно делает свою работу и имеет свободное время – которое неплохо было бы занять дополнительными рабочими задачами. И приводит в действие следующий механизм. При любом удобном случае восклицает: «Берите пример с Ивана! Человек живет на работе. Компания на нем держится!» и не забывает отметить, что «кто-то хорошо устроился, домой по часам уходит, а другие света белого не видят – так усердно работают».
При этом не принимаются во внимание реальные достижения и результаты работы каждого отдельного сотрудника, его вклад в успех компании. Руководитель демонстрирует: хотите получить одобрение – преклоняйтесь и приносите жертвы на алтарь работы. При этом понятно, что моральное поощрение – единственное, что вы получите. Более существенного подкрепления, как повышение или премия, можно не ждать.
😐 Человеку с нормальной самооценкой и адекватным восприятием реальности можно не переживать. Его психика твердо противостоит подобным манипулятивным действиям и не позволит загнать себя в роль жертвы.
Но если есть хотя бы незначительное стремление «быть хорошим», получать похвалу и одобрение, то велик риск попасть в созависимые отношения на рабочем месте. Почему так важна похвала? Человеку не хватает уверенности в себе, и он ищет доказательств своих положительных качеств у других. Эти эмоции служат стержнем, на котором держится личность, но являются только иллюзией. Они помогают сохранять хорошее мнение о самом себе, хотя оно должно быть «встроено» по умолчанию.
Если деспотичному руководителю удается сломить сотрудника и подчинить своей воле, он торжествует. Ведь уверен, что делает благо для компании. Но выжатый, как лимон, работник обладает очень коротким «сроком годности». Выгорание никого не обходит стороной, а если загонять себя, то наступит раньше и будет выражено ярче.
И случится диссонанс: люди, гордо живущие на работе, будут гораздо менее продуктивны, чем сотрудники, умеющие перезагружаться и отдыхать. Не говоря о том, что их креативность будет на нуле. Никаких новых идей, инициативы от них получить просто невозможно. Зато посредственное, растянутое во времени выполнение стандартных производственных задач станет их ежедневной реальностью.
Встречали таких сотрудников? Замечали их непродуктивность?
Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал!
Денис Шилкин