Одним из крупнейших наполеоновских сражений была Битва трех императоров: Наполеона I (Франция), Александра I (Россия), Франца II (Австрия). Объединенными войсками Союзной армии командовал М. Кутузов – тогда еще генерал. Эта битва состоялась 2 декабря 1805 года у деревень Творожне и Кжиновице, что находятся недалеко от чешского города Славкова-у-Брна в Южной Моравии. В историю этот город вошел в его немецком названии – Аустерлиц, так как чехи почти четыре века жили под немцами.
Чем дальше Отечественная война 1812 года, тем больше интерес европейцев к истории русско-французской войны. И если в России мы гордимся Бородинской битвой, в Европе гордятся смелостью Кутузова в битве под Аустерлицем.
Наполеон Бонапарт мечтал завоевать Россию, как только оказался у власти, но для этого он сначала укрепил свою армию за счет порабощенных народов Европы, которые потом воевали на его стороне. В конце XVIII века в Европе не было государств, которые бы посмели идти против сильной Франции, поэтому, когда Россия, Турция и Австрия создали коалицию, европейцы облегченно вздохнула. Надеялись, что Россия возьмет ответственность за судьбы всех народов на себя. И не ошиблись.
Первым против Наполеона выступил австрийский монарх Йозеф Франц, объявивший себя в 1804 году императором. А в 1805-м австрийские войска сражались против французов под городом Ульм на германо-австрийской границе, однако Франц был побежден, после чего подписал постыдный договор об участии военных действий в составе французской армии против России. Таким образом, хитрому Наполеону удалось использовать австрийцев против Кутузова, увеличив количество французской армии. Но вскоре была создана Четвертая антинаполеоновская коалиция…
…Утро выдалось туманным и тихим. Еще до появления русских, которые везли за четыре тысячи километров пушки, обмундирование, продукты питания и оружие, французы успели расположиться на Праценских высотах (350 м над уровнем моря) в Южной Моравии, где поле боя было видно как на ладони, – уж больно понравилось Наполеону это место! Кутузов же со своими войсками остался внизу, к тому же русская армия не знала о чешских туманах и о стратегических планах Наполеона.
Война началась в пять часов утра: прозорливый, расчетливый Наполеон напал на русских первым. Французские солдаты были хорошо вооружены: каждый имел пистолет, в боевой готовности стояли 1500 пушек. Из-за густого, как молоко, тумана русские солдаты не смогли разглядеть французов и стреляли неприцельно, хотя сражались отважно. Тем не менее потери были большими – вдалеке от родины осталось лежать более трехсот тысяч русских воинов, похороненных потом со всеми погибшими в одной общей могиле. В 30-е годы здесь поставили огромный памятник и назвали его Могилой мира. Здесь круглый год бывает много народу, на Могиле мира всегда живые цветы. На граните памятника высечены такие слова: «Если бы не было войны, они не остались бы лежать на чужой земле... Люди, берегите мир!».
Французы ликовали. Наполеон со своей армией торжественно прошелся по полю боя, которое протянулось более чем на десять километров. А в его резиденции в Славкове Кутузов и Франц подписали договор «о ненападении и о мирном сосуществовании, о мирных взаимоотношениях и взаимопомощи», хотя после этого Франция почти семь лет активно готовилась к захватнической войне против России. Наполеон чувствовал себя победителем мира, он жаждал крови и всевластия, а после побед в Ульме и Аустерлице стал фактическим хозяином Европы.
Участвовали ли в этом сражении башкиры? Ведь после поражения русской армии царь Александр просил помощи у башкир, которые, едва получив царское обращение, начались готовиться в поход против французов. В архивных документах «Военно-исторические и статические материалы Оренбургских казаков», например, пишется о том, что «русским в помощь уже 26 декабря 1805 года были отправлены 600 калмыков, 1000 оренбургских и челябинских казаков и 7000 тысяч башкир», а когда Россия готовилась к войне с французами, «башкиры создали 20 полков по 500 солдат в каждом». Здесь же отмечается, что «в 1806 году восточные границы России охраняли 919, а в 1807-м – всего 1000 башкир». Этот факт говорит о том, что башкирские воины были отправлены не на границы, а против французов. Выходит, они все-таки были в Европе, хотя и не принимали участия в Битве трех императоров.
Вполне возможно, что башкиры участвовали в сражениях 1806–1807 годов. И здесь можно привести некоторые данные из истории французской войны 1812 года. Например, А. Асфандияров в книге «Любезные вы мои...» пишет: «Возможно, не все полки приняли участие в военных действиях. Пока не удалось установить точное число полков, принявших участие в войне с французами в 1805–1807 годах. В исторической литературе упоминается об участии лишь двух башкирских конных полков, однако эти сведения нельзя считать полными». Я согласна с мнением автора, потому что, во-первых, башкирские конники участвовали в войне с французами в составе русской армии и под руководством русских военачальников, значит, об их храбрости писать было некому и некогда, так как все были заняты военными действиями. Во-вторых, многие данные о башкирах в войне против французов сохранились именно благодаря записям иностранных офицеров, художников и писателей. И пример тому – английский офицер Роберт Вильс, который отмечал «личную храбрость башкирских конников в составе русских войск на территории Пруссии и Польши». Имеется много интересных данных о военных подвигах двух башкирских полков в войне с французами под командованием офицера Углецкого в мае 1807 года (в составе корпуса генерала Платова) – в арьергардных боях в направлении Тильзита, не говоря уже об их подвигах в 1812–1814 годах. Думаю, что нельзя пока ставить точку на этом вопросе, это решит сама история и молодые историки, владеющие иностранными языками.
Миляуша ГОДБОДЬ,
Творожне – Славков – Брно, Чешская Республика
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!