Недавно посмотрел неплохой французский сериал «Бюро». Там показаны методы подготовки разведчиков, которым предстояло работать под прикрытием. Один из приемов – проверка устойчивости агента на алкоголь. Надо выпить много, и не закусывая, в то время, как у них пытаются развязать язык.
Этому, думаю, учат разведчиков и в других странах. В Моссаде, например, в 60-е годы прошлого века ввели для начинающих разведчиков специальные курсы, на которых их обучали правильному потреблению спиртного. А потом был экзамен – устраивался банкет с неограниченным количеством спиртного. Задача – пить много, не напиваясь вдрызг. Зачет сдавали не все…
По интернету гуляет несколько американских инструкций о том, как вести себя на русской вечеринке. За подлинность не ручаюсь, поскольку не указаны первоисточники. Поэтому и не привожу тексты, довольно большие по объему, но основные принципы питья водки для непосвященных, изложенные в этих инструкциях, весьма занимательны.
Вот лишь небольшой отрывок:
«Обязательны только первые три рюмки водки. Этим вы покажете людям, что вы общительный и дружелюбный человек. Следующие одну-две рюмки вы можете пропустить. Для этого нужно просто сказать: «Ya propuskayu». Это не значит, что вам больше не придется пить. Это означает, что вам, как «слабому» иностранцу дают возможность набраться новых сил для вечеринки»…
А это из другой инструкции:
«Русские люди не доверяют иностранцу, за исключением случая, когда он с ними решил выпить. А русские – самая здоровая нация в мире. Так пить, как в России, могут только очень здоровые люди!»…
Оказалось, что иностранные дипломаты и разведчики с давних времен обучали своих коллег тому, как надо пить с русскими.
Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, дважды побывавший в России в первой половине ХVI века[1], так инструктировал будущих посланников в нашу страну:
«Приносят серебряные чаши и сосуды, каждый с определенным напитком, и все стараются о том, чтобы сделать послов пьяными. А они прекрасно умеют заставить человека пить; когда у них уже не остается повода поднять чашу, они принимаются под конец пить за здоровье цесаря (брата его), государя (и напоследок за благополучие тех, кто обладает, по их мнению, каким-либо достоинством или почетом). Они рассчитывают, что никто не должен, да и не может отказаться от чаши в их честь… Всем приходится выходить по одному на середину комнаты и, осушив чашу, возвращаться на свое место. Тот же, кто желает избегнуть более продолжительной выпивки, должен по необходимости притвориться пьяным или заснувшим (или напоить их самих), или по крайней мере (осушив много кубков), уверять, что никоим образом не может больше пить, ибо они уверены, что хорошо принять гостей и прилично с ними обойтись — значит непременно напоить их»[2].
Незадолго до встречи на Эльбе весной 1945 года личному составу армии США раздали подготовленную и изданную военным департаментом брошюру «Наш союзник – Красная армия». В ней на 77 страницах излагались рекомендации о том, как общаться с русскими солдатами, приводилось несколько разговорных фраз в английской транскрипции, иллюстрации демонстрировали обмундирование и знаки отличия рядовых и офицеров Красной армии и т.п. А вот о том, как пить с русскими солдатами – там ничего не было сказано. И это была серьезная недоработка. Утверждают - когда интенсивные гулянья длились уже несколько дней, командующий 12-й американской группировкой генерал Омар Брэдли приказал или рекомендовал своим подчиненным перед застольями с русскими обязательно съедать по 50 грамм масла, чтобы не потерять окончательно боеготовность.
Этот опыт Бредли приобрел перед встречей с маршалом И.С. Коневым, когда ему самому дали аналогичные совет, дабы не уронить честь американского флага.
Генерал Брэдли писал в мемуарах «Записки солдата»:
«Русские банкеты на Эльбе начались со штабов дивизий, и, по мере того как этот обычай распространялся, штабы соединений и объединений пытались перещеголять друг друга в обилии закусок и напитков. Русская водка и бесконечные тосты за победу уже свалили с ног офицеров нескольких штабов. Этой участи не избежали и некоторые офицеры штаба 1-й армии. Поэтому я подготовился к банкету 5 мая, проглотив за завтраком как можно больше бутербродов с маслом и опорожнив баночку сгущенного молока. Перед отъездом на банкет Дадли (сержант военной полиции – авт.) вручил каждому из нас небольшой флакон минерального масла.
- Проглотите это по дороге, - сказал он, - и вы сможете пить все, что вам нальют».
Ну и в заключение приведу отрывок из книги писательницы Аллы Владиславовны Сергеевой, проживающей в Париже. Ее книга называется - "Полезные советы иностранцам, которые собираются работать в России"[3]:
«Русские имеют большую практику в распитии алкогольных напитков. В этом смысле они "крепче" любого западного человека. Если они в хорошей форме, то способны выдержать довольно большие дозы алкоголя и самые невероятные смеси. При этом они, как правило, не теряют способности держаться на ногах. Не пытайтесь конкурировать с ними в этом. Требуйте, по "правилам хорошего тона", самую маленькую (специально для водки) рюмку, настаивайте на этом. Тогда вы сможете пить с ними почти наравне, т.е. в одном ритме, не отказываясь поддержать традиционный порядок произнесения тостов, не фиксируя на себе возмущенного внимания окружающих».
[1] Сигизмунд Герберштейн (1486-1566) - во главе дипломатической миссии императора Священной Римской Империи в 1516—1518 и 1526—1527 гг. совершил путешествия в Россию.
[2] С. Герберштейн. «Записки о Московии». М. МГУ. 1988. с. 219.
[3] Отрывки из книги публиковались в журнале "Соотечественник" Норвегия.
Другие статьи ЗДЕСЬ.