Проблема роста цен является в настоящий момент ключевой как для хозяйственной деятельности предприятий, так и для уровня жизни подавляющего большинства населения страны. а цифры по инфляции не могут не наводить на тревожные размышления. Так, по итогам прошлого месяца, инфляция в стране в годовом выражении, по данным государственной статистики, увеличилась до 8,4%. Цены растут более чем в трети регионов страны, и естественно, что по большей части инфляция выплёскивается на потребительский рынок. В рост цен свою лепту вносит и начинающаяся уже предновогодняя суета, взвинчивающая спрос на целый ряд традиционных продуктов праздничного стола. В немалой степени также к инфляции приводят и постковидные проблемы в логистике, когда по причине сохраняющихся ограничений резко возрастают издержки при транспортировке товаров и продуктов питания.
Справедливости ради, стоит отметить, что государство неоднократно пыталось директивно регулировать цены именно на продукты питания, ограничивало торговую наценку в крупных федеральных сетях, порой просто директивно приказывало поставщикам не повышать отпускные цены. Все эти меры в определенной мере играли какую-то роль, обеспечивая по крайней мере в нижних ценовых сегментах доступность самых дешевых товаров для низко-бюджетных потребителей. Тем не менее, уже очевидно, что в условиях господства рыночных факторов и отсутствия рычагов воздействия на крупных ритейлеров все попытки сдержать цены на товары повседневного потребления исключительно директивными методами обречены на провал.
Если подходить к делу по серьезному, то нет иного пути кроме как развивать собственное сельскохозяйственное производство с опорой на местных производителей и уходом от моноцентричной модели крупных торговых сетей. При том, что агропромышленный сектор в нашей стране за последние годы развивался очень активно, экспорт российской сельскохозяйственной продукции превысил уже экспорт продукции ВПК. Однако очевидно, что производство и сфера распределения не сильно стыкуются между собой и нужны дополнительные усилия государства.
Важно отметить, что нарастание инфляционных ожидания и фактический ее рост были тесно связаны с режимом низких процентных ставок, который осуществлялся Центробанком для поддержки отдельных наиболее пострадавших от ковида отраслей – в первую очередь строительного сектора. Теперь ставки решением регулятора повышены, однако проблема осталась – в стране сильно разогналась именно потребительская инфляция. И решение ее невозможно без того, что не обидеть каких-то «жирных котов». Очевидно, что для снижения социального резонанса и напряжения придётся пойти на несколько важных шагов. Во-первых, вводить все таки какие-то меры по изъятию сверх-ренты у торговых сетей. Возможно рассмотреть вопрос о законодательном ограничении взимаемых с производителей ритейлерами «роялти» для входа на полки в крупных сетях. Во-вторых, для оказания рыночного давления на потребительский рынок также можно подумать и над созданием государственной (или авторизованной государством) сети магазинов для малоимущих и социально незащищенных категорий граждан. Также в этом же русле лежат и предложения по введению продуктовых карточек. Все эти меры должны поддержать население и пережить глобальную инфляционную волну.