Те кто связан с Каспийским морем, помнят, что при всех его проблемах в нем всегда водились тучи кильки и многочисленные тюлени. Первые, досаждали рыбакам, а вторые, пугали пляжников.
Все изменилось в нулевых годах. Косяки кильки, от которых иногда бурлила вода у берегов, куда-то исчезли, а с ними пропали и тюлени. Даже море перестало выбрасывать их туши.
О осетровых и другой промысловой рыбе, я уже не говорю. Даже креветка стала исчезать.
Что же произошло?
Мнемиопсис — хищник чуть не погубивший Черное море
В 2013 году, ученые секвенировали ядерный и митохондриальный геномы гребневика Мнемиопсис, выяснив, что он является древнейшей формой жизни на земле — чуть ли не основанием древа развития животных видов.
Более того, в процессе исследований 2015 года, обнаружилось, что гребневик обладает самой маленькой в животном мире последовательностью митохондриальной ДНК.
Чем же заинтересовал Мнемиопсис (Mnemiopsis leidyi) ученых?
Дело в том, что хищный гребневик стал разрушать биосистему европейских морей, буквально выедая всю мелкую живность.
Обитавший у берегов Флориды, он каким-то образом попал в Черное море, в начале 80-х (говорят с балластными водами судов) и быстро стал распространятся. А уже к 1989 году достиг чудовищной концентрации — 400 особей на кубический метр.
Объектом его питания был не только планктон, но икра рыб, мелкие ракообразные и мальки. В один момент биологическая масса этого вида составила 90% массы всех живых существ Черного моря.
Морским обитателям стало нечего есть, их потомство не могло выжить из-за перенасыщенности вод мнемиопсисами.
Положение было катастрофическим. Оно ухудшалось и тем, что гребневики считаются тупиковой ветвью пищевой цепи. В них практически нет питательных веществ, поэтому и нет естественных врагов.
Черное море спас случай. В 90-х, в него попал еще один пришелец гребневик — Берое (Beroe ovata). Оказалось, что он не питается планктоном и другой живностью, но с удовольствием поедает себе подобных.
По скорости размножения и прожорливости, он не уступал Мнемиопсису — началась битва "титанов". Древнейшие организмы схватились в водах Черного моря.
Победили Берое. Этот, по сути плавающий в воде желудок, смог, хотя и не вывести мнемиопсисов, но порядком проредить их ряды, стабилизировав популяцию.
Момент охоты:
В настоящий момент, в Черном море, идут восстановительные процессы. Однако, по мнению ученых, надеется на полное восстановление не приходится. Теперь всегда будет присутствовать фактор гребневиков.
Каспийское море под угрозой
С Каспием все намного сложнее. Его низкая соленость не позволяет размножаться Берое естественным путем, а Мнемиопсисы прекрасно себя чувствуют.
В 1999 году Mnemiopsis leidyi через Волго-Донской канал заселил Каспийское море. В результате было уничтожено 75 % зоопланктона, что сильно повлияло на пищевые цепочки моря: это, в частности, привело к сокращению численности кильки на 60 %, что, в свою очередь, сократило популяции осетровых и тюленей. (с) Википедия — https://ru.wikipedia.org/wiki/Mnemiopsis_leidyi
А уже в 2000 году, азербайджанскими учеными гребневик был обнаружен:
В западной части Среднего Каспия M.leidyi нами был зарегистрирован в мае 2000 г. около пос.Набрань, в Северном Апшеронском заливе, прибрежных водах о-вов Пираллахи (Артем), Нефт дашлары (Нефтяные камни), а в западной части Южного Каспия – от Шиховой косы до Бяндована, на морских нефтяных месторождениях Чираг, Азери, Нахичевань, Огуз, на газовом месторождении Шах-дениз, вдоль трубопровода Чираг-Сангачальский терминал и в водах Сангачальского терминала.
К сожалению, если ситуацию с Черным морем можно списать на сложившиеся обстоятельства, то с Каспийским, есть непосредственные виновники.
Дело в том, что еще со времен Союза для всех судов заходивших в Каспий существовал строгий карантинный контроль. В СССР понимали, что уникальная замкнутая экосистема Каспия не готова к внешним воздействиям.
Такой контроль существует в России и сегодня. Но в 90-х, на фоне общего раздрая, его практически не существовало.
А положение на самом деле складывается катастрофическое. В северной и центральной части моря это пока не очень заметно, но на юге, где вода теплее и соленее, уже творится что-то ужасное.
У берегов Ирана, уже к 2003 году, концентрация мнемиопсиса достигла порядка 300 экземпляров на кубометр воды. Оттуда сообщают, что во время полнолуния, вода у берегов фосфоресцирует от переизбытка гребников.
Сегодня, массовую гибель кильки в 2001 году, тогда погибло минимум 200 тысяч тонн рыбешки, связывают с появлением мнемиопсиса.
Что же делать?
В лабораториях прикаспийских государств пытаются вывести каспийский подвид гребневика Берое.
Российскими учеными была получена схема при которой за 6-7 суток производится адаптация черноморских гребневиков к каспийским условиям.
За период адаптации особи доводятся до половозрелого состояния и дают потомство. Полученное потомство живет практически в каспийской воде. Метод адаптации запатентован.
До недавнего времени метод вызывал споры в ученой среде. Многие считали его не доказанным. Но в конце 2020 года прозвучало сообщение, которое можно назвать сенсационным — в Каспии были обнаружены Beroe ovata в естественной среде.
В Каспийском море в районе Махачкалы впервые в естественной среде обнаружен гребневик Beroe ovata. Он может помочь в восстановлении экосистемы моря — в частности, восстановить популяцию некоторых видов рыб.
Обнаружили гребневик сотрудники Каспийского филиала ИО РАН (директор филиала — к.б.н. Ушивцев В.Б.) и Южного научного центра РАН (рук. экспедиции — к.б.н. Олейников Е.П.) во время научной экспедиции на борту научного судна "Денеб". Данный вид морского животного питается другим видом гребневика — мнемиопсисом и широко распространён в Атлантическом океане и Средиземном море. Ранее Beroe ovata был завезён в Чёрное и Азовское моря, что помогло восстановить биопродуктивность морских экосистем после экспансии мнемиопсиса. (с) Русское Географическое Общество
Пока рано говорить о полном успехе, но наконец появилась осязаемая надежда.