Должность проректора по научной работе Санкт-Петербургского государственного экономического университета многие годы занимает заведующая кафедрой проектного менеджмента и управления качеством СПбГЭУ, доктор экономических наук, профессор Елена Анатольевна Горбашко.
Елена Анатольевна Горбашко – это активная жизненная позиция, желание наиболее полно реализовать свой творческий потенциал, высокие профессиональные качества и жажда научного познания.
Трудно переоценить ее вклад в развитие отечественного образования, в том числе созданной в Санкт-Петербурге многоуровневой системы подготовки специалистов в области управления качеством.
Широко известны ее научные труды, посвященные тенденциям развития и инновационным методам управления качеством, обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятий, повышения качества системы образования в России. Результаты обширной научно-исследовательской деятельности нашли свое отражение в более чем 300 научных и учебно-методических работах. Под ее научным руководством защищены 40 кандидатских и 12 докторских диссертаций по экономическим наукам.
Высокий научный авторитет Горбашко Е.А. в России и за рубежом подтвержден аттестацией как федерального эксперта качества профессионального образования, эксперта Комплексной Информационно-Аналитической системы (КИАС) Минобрнауки РФ, эксперта программы Эрасмус + от РФ, асессора модели Европейского фонда управления качеством EFQM, включением в состав Болонской группы при Минобрнауки РФ. Она возглавляет и принимает непосредственное участие в международных проектах по реформированию системы высшего образования в странах-участницах Болонского процесса, проектах в области интеграции науки, образования и бизнеса, результаты которых используются для повышения качества подготовки специалистов в российских вузах и странах-СНГ.
Стремление Елены Анатольевны развить и преумножить образовательный потенциал родного города и России трижды отмечено премией Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования, присвоением почетного звания Лауреата Премии Правительства Российской Федерации в области образования.
Елена Анатольевна, что для Вас «наука»?
Наука - это дело, которому я служу.
Я со студенческих лет занимаюсь научными исследованиями. После окончания Ленинградского финансово-экономическом института им. Н.А. Вознесенского (ныне СПбГЭУ) осталась в нем работать младшим научным сотрудником, впоследствии закончила аспирантуру, защитила кандидатскую, а после и докторскую диссертации, прошла весь путь академической карьеры: от ассистента кафедры до заведующей кафедрой проектного менеджмента и управления качеством, проректора по научной работе Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Наука для меня это, прежде всего, возможность открытия нового, радость творчества и удовлетворение от сделанной работы, от результатов творческого труда не только моих, но и моих коллег и учеников. Очень приятно видеть профессиональный рост моих учеников в науке. Ряд из них защитили не только кандидатские диссертации под моим руководством, но и докторские диссертации, работают на ключевых позициях в вузах, научных организациях, в реальном секторе экономики. Со многими я поддерживаю профессиональные и дружеские контакты.
Как сейчас меняется роль женщины в науке?
Мне кажется, роль женщин в науке растет. Все больше женщин становятся зав. кафедрами, профессорами, докторами наук.
Мне кажется, что деление по гендерному принципу в науке уже уходит в прошлое. Конечно, необходимо учитывать особенности женской и мужской психологии, но нельзя не признать, что многие женщины чрезвычайно талантливы, креативны, ответственны. Обладают большой целеустремленностью и трудоспособностью. Все эти качества необходимы ученому. И женщины, упорно занимаясь научными исследованиями, добиваются успеха и признания в высокоинтеллектуальной научной среде.
Как Вы переживаете удачи и неудачи на работе?
Удачи в работе меня вдохновляют на новые проекты, хочется дальше творить, проводить научные исследования, заниматься организацией научных исследований, обсуждать научные проблемы с коллегами и находить интересные решения этих проблем.
Я – человек команды. Для успешной работы мне нужно творческое содружество единомышленников и коллег, построенное на доверии, взаимопомощи и поддержке.
Конечно, я переживаю, если происходят неудачи в работе, но это, во-первых, неизбежно, а, во-вторых, хорошо мотивирует. В таких случаях стараюсь быстро сконцентрироваться и проанализировать, почему это произошло, а далее – все усилия на исправление и извлечение урока, чтобы избежать подобных ошибок в будущем. При этом самое главное – всегда стараюсь верить в лучшее, что очень многое можно преодолеть и выстоять в сложных условиях. Занимаясь всю жизнь исследованиями в области управления качеством, применю профессиональную терминологию: когда случаются неудачи, я на практике применяю принцип Всеобщего управления качеством – принцип постоянного улучшения!