Найти в Дзене
Философия жизни

ПОЧЕМУ ДОЛГОЖИТЕЛИ ДОЛГО ЖИВУТ - И ПРИЧЁМ ТУТ ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ?

Среди условий долгой продолжительности жизни довольно часто называют её размеренность и стабильность - а также, спокойный, доброжелательный и в целом позитивный характер самого долгожителя. Недавно в новостях говорили о старейшей жительнице Земли, которой как раз исполнилось сто восемнадцать лет – и тоже что-то про позитивное отношение к жизни упомянули. Потом я нашла про неё информацию в интернете.

Фото из интернета, Яндекс картинки
Фото из интернета, Яндекс картинки

То, что она из Японии, совсем не удивительно – всем известно, что там самая высокая продолжительность жизни. Интересно другое – у этой женщины довольно тяжёлая судьба. Представители науки всегда пытались отследить связь между образом жизни таких людей и её продолжительностью – но, мне кажется, конкретные ответы так и не найдены. Я решила рассказать о долгожителях моей семьи, на мой взгляд, опровергающих все эти выводы о позитиве. Но, сначала несколько слов о японской бабушке. Как было сказано, она два раза излечилась от онкологии – причём, в очень преклонном возрасте. Я в своё время тоже от неё излечилась – но, мне тогда было тридцать – а она победила эту напасть один раз после семидесяти лет, второй, вообще, в сто три. Могу предположить, что это произошло в следствии высокого уровня медицины в Японии и раннего обнаружения проблемы – но, всё равно случай неординарный. К тому же, жизнь её совсем не баловала. То есть, говорить о постоянном стабильном достатке, отсутствии тяжёлых ударов судьбы и спокойном, размеренном существовании, здесь точно не приходится. Впрочем – то же самое можно сказать и о моих бабушках. Онкологией они, правда, не болели – но, досталось им в жизни по полной.

Прабабушка прожила сто четырнадцать лет. Жила она в сельской местности, семья была не бедная, но работали много. У неё было девять детей – моя бабушка самая младшая – и все дочери, кроме одной, умершей при родах от кровотечения, прожили больше девяноста лет. Прабабушка пережила все войны, начиная с четырнадцатого года, похоронила мужа, дочь и троих сыновей, семью раскулачили, дом почти полностью сожгли. Мы с бабушкой приезжали к ней на родину, когда мне было пятнадцать – в сохранившейся части дома на тот момент проживала только вдова бабушкиного брата. Последние годы своей жизни прабабушка тоже жила там вместе со старшей дочерью. А умерла она так: как-то зимой пошла к колодцу за водой, поскользнулась и сломала шейку бедра – потом началась гангрена. Я тогда маленькая была, жили мы далеко – потому, видела её только на фотографии.

Могу сказать, что, вопреки утверждениям о спокойном, позитивном отношении к жизни долгожителей – это не о моих. Прабабушку и её дочерей в деревне считали стервозными – и нрав у всех был отнюдь не добродушный, и отношение к жизни далеко не позитивное. Они всё принимали близко к сердцу, переживали из-за всего подряд, но при этом были настоящими язвами, скандалистками - и очень эмоциональными. Если что - и чужих и своих могли напрочь сгноить. А вот выражать какие-то нежные чувства и показывать проявления слабости в семье было не принято. Это в последствии передалось и моей маме, и мне. До сих пор всякие обнимашки и уси-пуси плохо воспринимаю, а сказать кому-то «я тебя люблю» или что-нибудь в этом духе, вообще язык не поворачивается. Не потому, что не люблю – просто очень сложно преодолеть привитое с детства семейное табу. А ещё, я совершенно не умею плакать – это у нас считалось позорной слабостью и жёстко высмеивалось. Кстати и смех у нас в доме бывал явлением редким и крайне сдержанным – никогда не слышала, чтобы кто-то от души, тем более громко, смеялся. Понимаю, что может сложиться впечатление какой-то совсем уж психологически неблагополучной обстановки – но, это не так. Прабабушка и прадедушка дали всем своим детям хорошее по тем временам образование, внутри семья была довольно дружная, трудолюбивая, рукоприкладство не практиковалось и чувство юмора присутствовало.

Бабушкина старшая сестра – та, что до конца с прабабушкой проживала, замуж так и не вышла, и своих детей не имела. Она была военным врачом, прошла все войны, включая Отечественную, эвакуировала людей из осаждённого Ленинграда – и кстати, всю жизнь курила. Прожила она девяносто четыре года.
Ещё одна сестра – по характеру самая вредная - скончалась в девяносто два года. Эту я хорошо помню. Правда, у неё в последние годы жизни были проблемы с головой. Наверно, деменция – никого не узнавала и потеряла связь с реальностью - а в остальном со здоровьем всё в порядке оставалось. Во время революции она была уже замужем и жила в семье мужа – их тоже раскулачили. Они поменяли место жительства – к нам в город переехали. Муж рано умер, она осталась с пятью детьми и какое-то время проработала на вредном производстве.

Моя бабушка прожила почти сто два года. Про неё я больше могу рассказать - потому, что она меня вырастила. Более-менее спокойная жизнь в нормальных бытовых условиях для неё наступила только после шестидесяти лет. Она вышла замуж за коммуниста – за что прабабушка побила её мокрым полотенцем – первый и единственный раз в жизни. Потом их отношения пришли в норму – бабушка очень любила свою маму. В молодости переболела тифом, после чего потеряла значительную часть зубов. Как и остальные, пережила революцию и войны, видела голод и прочие «радости» тяжких времён. Они постоянно переезжали, бытовые условия были очень тяжёлые, достаток скудный. Мою маму бабушка родила перед войной, ей было уже сорок два года, двое взрослых сыновей. Очень она ребёнка не хотела - но, на тот момент действовал запрет на аборты, а дед, который уже занимал руководящую должность и мог договориться, помогать ей в этом вопросе отказался.
Когда началась война, маме было два года, один из сыновей бабушки ушёл на фронт, где получил серьёзное ранение. Моя мама помнит, как после сирены её ставили на табуретку, быстро одевали, а потом бежали в бомбоубежище. Она рассказывала, как они жили после войны – не было никаких удобств, бабушке приходилось таскать воду для стирки и готовки на всю семью. Хорошую квартиру дед получил, когда моя мама уже школу закончила. Мама уехала учиться, потом вышла замуж, родилась я – жили в студенческом общежитии, нормальных условий для семьи с ребёнком не было - и меня отдали деду с бабушкой.

Как я уже говорила, характер у бабушки был непростой. Если кто-то чем-то насолил или ей просто так показалось, могла очень чувствительно задеть за самое больное – словесно, разумеется – и очень хорошо такие больные места угадывала. Довольно часто они лаялись с одинокой сестрой деда, которая с нами всю жизнь жила – это я сама наблюдала. А потом общались, как ни в чём не бывало. Если бабушка кого-то по-настоящему невзлюбила – с особой злостью последними словами вспоминала, плевалась даже. Меня она любила – но, задеть тоже могла – возможно, даже неосознанно, в силу привычки. Очень жалела всяких птичек-зверушек, но при этом: «кошку руками не тронь – у неё глисты и блохи!» Воспоминания и рассказы у неё, сколько помню, в основном были негативные – как кто-то болел, умирал или кого-то убили, как было тяжело ей или другим людям, какие ошибки совершали и неприятности происходили – и всё в таком духе. Конечно, мне сказки читали, чему-то учили – но, кроме этого, в основном такие печальные истории.
О многих вещах в своей жизни бабушка горько сожалела – особенно, что не реализовалась - на работу дед не пустил. Вспоминала, как успешно до революции училище закончила, какие перспективы были - жаловалась, что воспринимали её из-за этого в семье, как мебель или кухонный агрегат. Она сожалела о бывших местах проживания, о каких-то знакомых людях, о своих и чужих решениях, повлиявших на дальнейшую жизнь – в общем, о многом – и похоже, часто об этом думала. А ведь психологи считают это «если бы» одним из самых негативных факторов.
Для своего времени бабушка была достаточно образованна – любила читать, много знала о писателях и поэтах, по телевизору с удовольствием смотрела праздничные концерты, оперу очень любила – но в театр или в кино никогда не ходила, и никаких других увлечений не имела – только домашние дела. Она даже на даче почти не бывала – туда постоянно ездила обихаживать сад-огород дедова сестра, которая ещё рукоделием увлекалась, а до пенсии на заводе работала.

До моего рождения бабушка ездила к сыновьям, помогала, сидела с внуками – но, к моему появлению они все уже выросли. При мне бабушка ходила только на кладбище – причём, регулярно – раз, а то и два раза в неделю. Мне было года четыре, когда умер мой дядя – бабушкин сын –
из-за ранения на войне у него проблемы со здоровьем начались. Сначала ходила к сыну, попутно навещая других почивших родственников и знакомых, потом умер дед – и она стала уже два кладбища посещать. В годы раннего детства она часто брала меня с собой, что повлияло на меня не лучшим образом. Тогда мне стали часто сниться кошмары о смерти близких и появилась привычка проверять, дышат ли они во сне. Со временем это прошло – но в какой-то степени смертью я отравлена на всю жизнь – тем более, ещё и в юности пришлось пережить много потерь. Отношения бабушки с мамой – тема особая. Они находились в конфронтации всю жизнь - как говорит мама, где-то с момента её студенческого замужества. Когда стали жить вместе, скандалили по любому поводу буквально каждый день – а в моменты затишья просто не общались. Друзей-подруг у бабушки не было – общалась только с родственниками и соседями, и на лавочке во дворе не сидела. Разумеется, стоит упомянуть и о физическом здоровье – насколько я знаю, бабушка практически не болела и давлением выше ста сорока даже в последние годы жизни не страдала. Помню пару интересных моментов: однажды, ей уже за восемьдесят было – мы с подругой нахулиганили - и бабушка целых два квартала гналась за нами с прутом – еле убежали. Потом, когда я уже замужем была – мой муж как раз находился на кухне, когда бабушка, женщина стройная и не крупная, подняла и водрузила на плиту жестяной пятидесятилитровый чан с бельём для кипячения. Муж был в шоке. Когда у меня родилась младшая дочь и мы уже жили отдельно, в посёлке – моя бабушка, которой на тот момент исполнился девяносто один год, приехала помогать – и действительно, существенно помогала. Она тогда постоянно жила с мамой и отчимом. У нас ей очень нравилось, мы вообще не ссорились – но, когда я позвала её к нам насовсем, отказалась. Помню, выдала такую фразу: «слишком жирно для них будет, если я уеду!» (это про моих родителей). С мамой до конца жизни конфликтовала и отчима терпеть не могла.
Разумеется, ни о каком здоровом образе жизни в её время не слышали. Спортом бабушка не занималась, жизнь у неё была нелёгкая – относительно образа жизни могу назвать привычку рано вставать и ложиться примерно в одно время – это из того, что я видела. С утра завтрак - и в магазин за продуктами - потом готовка, уборка, обед, чтение книги, просмотр телевизора, ужин. Если намечен поход на кладбище – вопрос с готовкой решался заранее. Примерно так изо дня в день – если не вмешивались какие-то непредвиденные обстоятельства. Где-то между делом ещё мелькало общение с соседями и родственниками – и то не всегда. Правда, на все праздники у нас постоянно родственники собирались, готовились заранее, стол накрывали – но, никто никогда не напивался, такого вообще не помню. Какие-то вкусняшки, вроде конфет-печенья, только на праздники и бывали – особая радость, если кто-то принесёт торт и шоколад. Печенья и пирожки бабушка пекла сама, котлеты делались только на праздник. Из повседневного питания – в основном супы, сваренные на мясе или с целой курицей – это же варёное мясо и на второе. Бабушка мясо никогда не жарила. На завтрак она обычно съедала варёное яйцо – правда, мне иногда делала яичницу и покупала кусочек докторской колбасы. Сама она ела варёную картошку – остальным могла и пожарить. Любила иногда съесть селёдочку, кусочек сала с чёрным хлебом, редьку, я помню, очень любила, каши разные. Майонеза в доме никогда не водилось – бабушка его терпеть не могла и считала вредным, горчицу делала сама и сало сама солила. Всегда были соленья и варенья, из фруктов-ягод, в основном яблоки, летом клубника, смородина с дачи – каких-то слив и абрикос я не помню. Арбузы и дыни, правда, иногда покупали – ну и мандарины-лимоны на новый год. Свежие овощи-фрукты только по сезону, сладкое только по праздникам. А вот чай бабушка литрами пила – причём, очень горячий и в прикуску с большим куском сахара, который специальными щипцами колола. Молоко, сметану и сливочное масло уважала – это всегда в холодильнике было. Ела всё с хлебом и меня старалась заставить. Готовила она только на сливочном, а растительным маслом салаты заправляла. Интересно, что у нас никогда не было свеклы – бабушка варила только щи, а не борщ - и вообще ничего со свеклой не готовила. Макароны почти никогда не покупала – сама лапшу из теста делала, любила так же белый хлеб и баранки. Из солений – огурцы, помидоры с дачи и квашеная капуста – всё в бочках.
Такой вот рацион – могу предположить, что она всё это вынесла из своей родительской семьи – скорее всего, они все так питались. Спиртное не уважала – но, на праздник могла немного употребить. Помню, на своё столетие бабушка пару стопок без проблем одолела.
Память стала её подводить где-то за пару месяцев до смерти – иногда нас не узнавала, события путала, но сама себя обслуживала. Слегла бабушка за две недели до кончины – и полностью отключилась. Уже ни на что не реагировала - глаза открыты, но будто в какой-то другой мир смотрит и что-то своё там видит – а здесь её уже нет. Умерла тихо, ночью. Мама находилась в другой комнате - говорит, в какой-то момент вдруг наступила очень неестественная тишина - и она догадалась, что произошло. Интересно, что мама ни в бога, ни в разную мистику не верит – но, такое вот странное ощущение было.

Можно сделать вывод, что не последнюю роль в продолжительности жизни играет питание – простые, но качественные продукты - а вот, в плане позитивного отношения к жизни, я ничего подобного у своих долгожителей не заметила.

Ещё несколько слов о моей маме, которая и фактор питания вполне может опровергнуть – ей сейчас восемьдесят два и находится она в добром здравии. В молодости мама занималась спортом, но потом это дело забросила. Правда, всегда любила походы разные, прогулки на природе - в лес за грибами и сейчас постоянно ходит. Работа её в основном была связана с частыми командировками, много ездила, но, какое-то время и в институте преподавала. Когда вышла на пенсию, пробовала заняться репетиторством – но, сказала, что нервы не выдерживают и ушла в дворники, где проработала до семидесяти восьми лет. В шестьдесят перенесла гипертиреоз – причём, сильно его запустила, долгое время объясняя симптомы нервным расстройством. Излечилась – сейчас периодически наблюдается. На данный момент ухаживает за больным отчимом, который перенёс операцию на сердце. Мама всю жизнь курит – с института. На диеты и правильное питание всегда плевала – и продолжает в том же духе. Трескает в своё удовольствие колбасы, конфеты и разную магазинную выпечку - и нормально себя чувствует. При этом, так же, как бабушка, страдает синдромом «если бы» и «как всё плохо», периодически поедая мне мозг на эту неиссякаемую тему. По её состоянию могу предположить, что она, слава богу, тоже имеет шанс пополнить ряды долгожителей – и здесь, учитывая мамины пищевые пристрастия, я вообще никаких закономерностей не наблюдаю. Ни тебе здорового питания, ни позитивного мышления. Напрашивается вывод - существуют ли, вообще, какие-то объединяющие всех долгожителей факторы – или это всего лишь наследственность, а всё остальное не важно?

Фото из интернета, Яндекс картинки
Фото из интернета, Яндекс картинки