Найти в Дзене
Короче, о книгах

Таинственная «Группа 47»: элитарное общество или круг немецких писателей, выступавших против нацизма?

«Группа 47». Звучит весьма таинственно, не находите? Однако это не шпионская организация, а литературное объединение немецкоязычных писателей, которое образовалось в 1947 году и действовало до 1967 года.

Писатель Вальтер Йенс (слева) и Ханс Вернер Рихтер
Писатель Вальтер Йенс (слева) и Ханс Вернер Рихтер

«Группа 47» была создана по инициативе писателя Ханса Вернера Рихтера, чтобы объединить тех, кто противостоял нацизму и пытался в своём творчестве осмыслить трагедию Второй мировой войны и Холокоста. Основной задачей этой литературной коалиции было не только не допустить рецидивов нацизма, реваншизма, но и возродить немецкую культуру и немецкий язык, пропитанные ядом фашистской идеологии.

Ханс Вернер Рихтер
Ханс Вернер Рихтер

Рихтер во время войны пережил не самые лучшие годы, легко ему не было. Портило всё и его коммунистическое прошлое, и то, что он не вступал в Партию. Он умудрился оказаться и в застенках гестапо, и в американском плену. Рихтер на протяжении всего времени оставался активным антифашистом. Примерно таких же писателей он и стал собирать вокруг себя в ФРГ.

Сам он считал «Группу 47» всего лишь «кругом друзей», но на самом деле это был крупнейшей и влиятельный союз немецкоязычных писателей послевоенного времени.

Собрания общества проводились 2 раза в год. Рихтер лично отправлял открытки с приглашениями. Регламента не было, все шло стихийно. Выбирали одну «жертву» — писателя, чью работу обсуждали. Обязательным условием для тех, кто читал свои произведения, было то, что текст должен был быть не опубликованным. Во время чтения произведения автор сидел рядом с Рихтером на, так называемом, «электрическом стуле». Никаких дискуссий не было — только критика, на которую отвечать было запрещено. Для многих писателей это было настоящей пыткой... Кто-то после такого опыта вообще бросил заниматься литературой. Но вот, к примеру, для Гюнтера Грасса собрания «Группы 47» стали «бесценным источником вдохновения». Завершалась каждая встреча голосованием с присуждением одноименной премии. На пике своей активности в Группу входило около 200 человек — писатели, деятели искусства, критики, журналисты.

Гюнтер Грасс (слева) с Дитером Веллерсхофом на встрече «Группы 47» в 1964 году
Гюнтер Грасс (слева) с Дитером Веллерсхофом на встрече «Группы 47» в 1964 году

Чем влиятельнее становилось сообщество, тем больше было на неё нападок: за ультраконсерватизм во взглядах, излишнюю элитарность и даже коррумпированность. В конце концов, в 1967 году основатель общества Ханс Вернер Рихтер просто никому не прислал пригласительных открыток. Так и закончилась история «Группы 47», которая подарила нам таких замечательных писателей, как Гюнтер Грасс, Генрих Бëлль (позже оба получили Нобелевскую премию), Ингеборг Бахман, Петер Хандке. Там же дебютировали Мартин Вальзер и Зигфрид Ленц. (Кстати, одним из участников Группы был Пауль Целан — любимый поэт Элио из романа «Назови меня своим именем». Правда, его там не очень жаловали за «излишний» сюрреализм).

Мартин Вальзер (слева) и Генрих Бёлль
Мартин Вальзер (слева) и Генрих Бёлль

Если кому-то хочется почитать что-то стоящее о войне, то почитайте авторов Группы. Это совсем другая литература.

С вами была литературный обозреватель, эссеист Гузель Зиятдинович. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал «Короче, о книгах» и делитесь статьей в соцсетях! Не забывайте, что у меня есть книжный Telegram и Youtube-канал, приходите дружить!