Найти тему

Сюжетно-ролевая игра «Доставка посылок»: для развлечения, обучения и развития

Оглавление

Все мы знаем, что лучшим методом обучения дошкольников является игра. Если она заинтересовала и увлекла ребёнка, то вложенные в неё знания он впитает как губка. О пользе сюжетно-ролевой игровой деятельности можно говорить бесконечно: это социальный опыт, развитие воображения и креативности, обогащение речи, формирование эмоционального интеллекта и др.

Сюжетно-ролевую игру нельзя исключить, заменив её спортивными, предметными, подвижными, настольными, «карнавальными» и другими играми. В детских садах сюжетно-ролевую игру рекомендуется проводить ежедневно. Но и дома дети тоже хотят играть.

Совместная сюжетно-ролевая игра у нас бывает не каждый день, но достаточно часто. Есть у сына любимые сюжеты, которые ему никогда не надоедают. Например, на «понарошковую» рыбалку мы ездили десятки раз. Время от времени я предлагаю новые сюжеты — какие-то из них оказываются одноразовыми, а некоторые попадают в копилку регулярных.

Одна из любимых регулярных игр моего ребёнка — доставка посылок. Мне она тоже нравится. Во-первых, её легко организовать. Во-вторых, она динамичная и потому нескучная. В-третьих, содержит дидактический компонент. В-четвертых, позволяет включить в себя дополнительные развивающие элементы. Расскажу об этой игре.

Итак, «Доставка посылок». Ребёнок и я — мы играем роли курьеров или почтальонов.

Реквизит: «понарошковые» посылки, карточки с цифрами, игрушки в виде животных или человечков (получатели посылок).

Я упаковываю 6-9 посылок. Этого количества хватает на одну игру.

Посылки из нашей последней игры
Посылки из нашей последней игры

Упаковать можно что угодно. Например, игрушку, книжку, пачку печенья, зубную пасту, детские носки и т.п. В общем, что под руку попадет. Но лучше, если некоторые вещи будут неслучайными, а со смыслом, с познавательной, обучающей и развивающей нагрузкой.

Так, в одну посылку я могу положить настольную игру, не занимающую много времени. Во вторую — карточки с картинками, в третью — головоломку, в четвёртую — книгу или детали Лего для сборки несложной конструкции. Однако в некоторые посылки я всё же помещаю что-либо бессмысленное, дабы не перегружать игру.

Ребёнок не видит, что я кладу. Содержимое — сюрприз для него.

Посылки подписываю: указываю адресата и номер дома. Например, так: «Дом 7. Лосю» или «Дом 10. Зайке».

Далее я беру карточки с цифрами и развешиваю их на двери помещений и шкафов. Это домики. Заселяю в них адресатов. Если на посылке написано «Дом 6. Панде», то мягкую панду я отношу в то помещение (или в тот шкаф), на двери которого висит карточка с цифрой 6.

-2

Одну из посылок я адресую сыну. Эту посылку мы доставляем и открываем последней. Туда я кладу, например, шоколадное яйцо или фрукт. Сладким перекусом мы завершаем игру.

Ход игры

Все посылки уложены в кузов грузовика. Грузовик подъезжает к почте или к офису курьерской службы. Вместе с ребёнком мы выгружаем посылки и начинаем их разносить. Сын читает, что написано на упаковке: номер дома, имя адресата. Далее ищет дверь с соответствующей цифрой. Вручает посылку получателю. Тот просит помочь с распаковкой. Сын открывает посылку и демонстрирует, что находится внутри.

-3

Если это мини-игра, получатель радуется и просить курьера сыграть с ним. Я играю за хозяина домика, а сын — за себя. Мы разыгрываем партейку, прощаемся, уходим.

Если в посылке головоломка, хозяин просить курьера помочь с её решением.

Если книга — адресат спрашивает курьера, читал ли он её. Получив утвердительный ответ, просит рассказать, о чем она. Сын по вопросам кратко пересказывает сюжет.

Если в посылке мы находим карточки с картинками, то это будто бы фотографии из путешествия, в которое отправился друг адресата. Хозяин говорит: «Ой, фотокарточки не подписаны. Помоги мне понять, что на них запечатлено». Сын на ходу придумывает, что изображено на фото, где это находится, почему друг хозяина посчитал нужным это сфотографировать.

Если в посылке Лего, получатель просить курьера помочь со сборкой.

Игра, включая финальный перекус, занимает в среднем 30-40 минут. Можно её растянуть по желанию — например, за счет более развёрнутых диалогов с хозяевами домиков.

Какие задачи решает эта сюжетно-ролевая игра? Во-первых, ребёнок получает удовольствие от самого процесса. Во-вторых, он запоминает, как выглядят цифры. В-третьих, учится читать (сам или с помощью взрослого читает, кому адресована посылка). В-четвертых, двигается: ищет нужный дом, вручает посылку, возвращается на базу — и так много раз. В-пятых, учится правилам вежливости: снова и снова стучит в двери, здоровается, прощается. В-шестых, играет в логические игры, решает головоломки, собирает конструктор и т.д. В игре развиваются речь и воображение, а также мелкая моторика (снятие упаковки).

В последней игре мы доставили посылки с этими вещами: книга ёжику (ребёнок отвечал на вопросы по содержанию); витамины заболевшему оленёнку; пижамка с авокадо для ушедшего в спячку медведя; пазлы для лисы (собирали вместе); скалка лосю от мамы (сын объяснял лосику, зачем нужна скалка и как ею пользоваться); вертолётик Лего для гнома (сын собирал сам, потому что гном попросил продемонстрировать, как осуществляется сборка).
В последней игре мы доставили посылки с этими вещами: книга ёжику (ребёнок отвечал на вопросы по содержанию); витамины заболевшему оленёнку; пижамка с авокадо для ушедшего в спячку медведя; пазлы для лисы (собирали вместе); скалка лосю от мамы (сын объяснял лосику, зачем нужна скалка и как ею пользоваться); вертолётик Лего для гнома (сын собирал сам, потому что гном попросил продемонстрировать, как осуществляется сборка).

Игра очень гибкая, вариабельная. Её можно наполнять самой разной деятельностью. Присутствует интрига, ведь содержимое посылок ребёнку неизвестно. Отсюда высокий интерес к игре, глубокая вовлечённость в неё.

Если вы пребываете в поисках идей для игр с ребёнком — рекомендую попробовать доставку посылок.

Смотрите ещё о наших играх:

Прятки понарошку: прячем не себя, а предметы и картинки

Квест с привидениями на Хэллоуин

Настольные игры для развития внимания у дошкольников