Конечно, её бы, скорее всего, крестили потом, оставаться язычниками между двумя христианскими мирами не очень-то выгодно, но просто представим.
Для начала — о личности самого великого князя. Ибо сам он личность более чем интригующая. Первый православный великий князь Киевской Руси, приравненный к святым Владимир был: бастардом (сын ключницы), братоубийцей, захватчиком престола, многоженцем, насильником и просто очень обидчивой личностью. Да уж, судьба тот ещё тролль. Даже к самому христианству Владимир пришел в итоге своим путём. Жениться на княжне греческой Анне ему захотелось. Да, вопрос о постепенной смене официальной религии стоял давно и остро. И большая часть княжеского рода была, в общем-то, крещена, пусть и не в византийских традициях. Путь «из варяг в греки», из христианской точки А в христианскую точку Б, проходил по языческой стране, что напрягало. Но решать этот вопрос фактически Владимир не очень-то и собирался. Некоторые летописи даже утверждают, что с востока ему пытались «продать» идею о мусульманстве. И противна она ему не была. Шутка ли, пять или шесть жен поменять. Отобрав двух из них — потенциальную и фактическую у старших братьев. Вместе с жизнью и властью, конечно же. Потенциальная это, конечно же, Рогнеда, этот хардкор все слышали и помнят. А вот почему греческую монахиню произвели в великие княжны — загадка. Ибо никаких великих княжен Ярополку не доставалось. Только спорная побочная ветвь. О самой женитьбе на Анне поговорим в другой раз. Сейчас только о причине со стороны греков — ситуация была слишком плачевной, Византия не вытянула бы без подмоги киевских войск, пришлось соглашаться на невиданную дерзость. Но при условии, что Владимир эту свою тёмную Русь хотя бы крестит.
Князь киевский Владимир воздвиг в столице капище с идолами главных богов. Стояли там Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Семаргл и Мокошь. Велесу места не досталось. Это устоявшийся факт, от него отталкиваться и будем. Наиболее вероятно, что далее веру аккуратно приспосабливали бы по образу христианства. Понемногу все боги отходили бы на второй план, становились бы вспомогательными. И тут либо их превращали бы в дополнительных богов, либо полностью низвели бы до «руководителей отдела» того или иного рода духов. Но, в любом случае, во главе остался бы единый и неделимый Перун. Возможно, кстати говоря, даже поглощение остальных богов Перуном. Идея компиляции нескольких богов в одного не столь нова. Но обо всём по порядку. Первым из «правящей партии» ушли Велеса. Чем не угодил змеевидный бог всякой скотины не очень понятно. Наиболее вероятно — был убран из-за своей противоположности Перуну. То есть вот оно — начало адского ада с богом-пугалкой в комплекте. Дьявол найден. Но поклоняться ему всё ещё можно — он стоит под горой. Кому надобно — милости просим. Постепенно Велесу вменялось бы всё больше негативных функций, в то время, как Перун бы «светлел».
Безусловно, сам период становления новой формы веры затянулся бы. И затянул бы тем самым период «чужаков», период адаптации к новым, христианским условиям мира. И увеличило бы влияние Скандинавии на Русь. Но что нам до великих? Как бы это отразилось на простом населении Руси? Постепенные перемены принимались бы ощутимо мягче. Вот мы перестали приносить в жертвы людей. Вот появились тёмные боги и нечисть, с которыми нельзя иметь дела. Вот часть праздников стала более осуждаема, а вторую часть подкорректировали. Больше знаков свыше, конечно же, больше совпадений. И вот, спустя каких-то пару-тройку веков, уже никто и не вспомнит, что кроме Перуна были главные боги. Что не было ада. Что кормили богов человеческим мясом вспоминать будут, но с осторожностью, как про что-то запретное. Конечно же, древние жестокие культы уйдут в леса, но не в том количестве. От долбославия спрятаться не выйдет, но, опять таки, это будет сильно мягче, чем то, что мы видим сейчас.
Войны с Византией стали бы жестче, непримеримей. Количество великомучеников, которые несли свет правильного бога в тёмную Русь, а получили вилкой в глаз, увеличилось бы втрое по меньшей мере. По отношению к Скандинавам начался бы шепот о том, что «они другие, но не настолько». Ни одного союзника, зато высок риск, что Европа, Скандинавия и Византия объединятся между собой против Киевской Руси. И как тут выстоять? Внезапно, но помощь могла бы придти из мусульманского мира. Да, вместе с самим исламом. Который во многом был даже понятнее христианства по своей сути. Продержалось бы оно долго? Ну, веков пять ему, возможно, дали бы. Есть даже предположение, что такой выбор перекроил бы вообще всю историю мира. Конечно, мы бы не получили весёлого средневековья и прекрасной в своём искусстве эпоху ренессанса и вот это вот всё. Но не было бы вам интересно посмотреть, если бы миром стало править ислам турецкого и татарского прочтений? Без крайностей, конечно же. Но и средневековье было полно христианских крайностей — как-то пережили.
В обоих случаях — присоединение Руси к христианскому или же к мусульманскому мирам, Перун оставался бы единственным признанным богом. Все остальные ушли бы на вспомогательные роли. Велес разве что остался бы, но уже совершенно в другом ключе, олицетворяя руководителя нечистой силы и мира грешных душ. Как бы нам ни хотелось бы посмотреть на современный мир с политеистическими взглядами во главе, но увы. У такового мира не было бы возможности выжить в массе.
Автор - Мария Заке