Найти тему
Люблю Псков

Высокого полета мастера – каменщики и живописцы

20 мая 1474 года в Москве случилось крайнe неприятное событие: рухнул Успенский собор, возводимый местными мастерами Кривцовым и Мышкиным. И хотя летописец утверждает, что в Москве в этот час приключился «трус», то есть землетрясение, причину строительной катастрофы следовало искать не в этом. Повелением Ивана III из Пскова были привезены опытные мастера-«каменосечцы», которым и было предложено провести своего рода экспертизу руин и ответить на вопрос, почему же произошел обвал.

Симеоновская летопись под 1474 годом говорит:

«Князь великiй … посылаетъ въ Римскую землю по мастеровъ дѣля каменосѣчец, а иныхъ повелѣ привести къ себѣ изъ своея отчины изъ Пскова, понеже бо и тiи отъ Нѣмецъ пришли, навыкши тамо тому дѣлу каменосѣчной хитрости»

А Софийская вторая под 1476 годом вторит подробнее:

«Посла князь велики во Пьсков и повѣле прислати мастеровъ церковныхъ, и приведоша их. Они же дѣла ихъ похвалиша, что гладко дѣлали, да похулиша дѣ извѣсти, занеже житко растворяху, ино не клеевита, тогда князь велики отпусти, иже последи дѣлаша святую Троицу въ Сергѣеве монастырѣ, и Ивана Златоустаго на Москвѣ, и Стрѣтение на Полѣ, и Ризположение на митрополиче дворѣ, и Благовѣщение на великаго князя дворѣ»
Благовещенский собор Кремля, построенный псковичами
Благовещенский собор Кремля, построенный псковичами
Церковь Ризоположения на Соборной площади Кремля, построенная той же псковской артелью
Церковь Ризоположения на Соборной площади Кремля, построенная той же псковской артелью

Знаменитый храм Василия Блаженного построен мастером Постником Яковлевым в 1555 году.

Храм Василия Блаженного
Храм Василия Блаженного

Сохранился документ, благодаря которому известен Постник Яковлев — псковский «городовой и церковный мастер», работавший в Казани.

«Велел есми псковскому диаку Шершню Билибину, да старостам псковским Богдану Ковырину, да Семену Мизинову, да с ним городовому и церковному мастеру Постнику Яковлеву, да каменщикам псковским Ивашку Ширяю с товарищи к весне в Казани новый город Казань делати», — говорится в нем от имени великого князя.

Однако нет твердых оснований считать, что Постник, строивший Василия Блаженного, и Постник Яковлев, работавший в Казани, — одно лицо, правда, также нет оснований утверждать обратное.

Фото Геннадия Егорова: Благовещенский собор в Казани с восточной стороны напоминает псковские церкви
Фото Геннадия Егорова: Благовещенский собор в Казани с восточной стороны напоминает псковские церкви
Табличка, снятая с Тайницкой башни Казанского кремля. Фото Геннадия Егорова
Табличка, снятая с Тайницкой башни Казанского кремля. Фото Геннадия Егорова

Монументальная живопись древнего Пскова

– предмет особой гордости нашего города. Многим известны:

  • грандиозный ансамбль фресок XII века Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря – дар-урок Византии юному Пскову;
Из росписи Мирожского монастыря
Из росписи Мирожского монастыря
  • таинственный собор Рождества Богородицы на Снятной горе – самая первая «проба пера» псковичей в искусстве настенных росписей (1313 г.);
Распятие – Снетогорский монастырь
Распятие – Снетогорский монастырь
  • «Домантовы» фрески второй половины XIV века, что явились из-под земли как чудесный плод многолетних раскопок археологов и хранятся ныне в лучшем из музеев – Эрмитаже;
Неизвестный святой  – обещано было после восстановления вернуть Пскову
Неизвестный святой – обещано было после восстановления вернуть Пскову

* Наконец, вершина псковской школы – невероятной красоты архитектурно-фресковый ансамбль церкви Успения Богоматери в селе Мелетово (1465 г.), в сорока километрах от Пскова.

Мелётово, ц. Успения Богоматери. Фрески 1465 года: апостол Петр; лик святого
Мелётово, ц. Успения Богоматери. Фрески 1465 года: апостол Петр; лик святого

Однако этот замечательный список следует дополнить ещё одним шедевром – фресками, покрывающими стены и своды часовни в капелле Святого Креста, – в сердце Польши, Кракове, древней столице Польского государства.

  Псковские мастера создают в Вавеле совершенно уникальную, не знающую аналогов композицию на основе изводов «Знамения» и «Этимасии», которые главенствуют на сводах.                                                             Фото: http://kirill-anya.ru
Псковские мастера создают в Вавеле совершенно уникальную, не знающую аналогов композицию на основе изводов «Знамения» и «Этимасии», которые главенствуют на сводах. Фото: http://kirill-anya.ru

Как в Кракове оказались псковские росписи?

Ответ находим в истории королевской семьи. Пригласив псковских мастеров, король Казимир – сын короля Польши, основателя династии Владислава Ягайло, – видимо, выразил свою привязанность к семейной традиции.

Дело в том, что матерью Владислава Ягайло была тверская княжна Иулиания, внучка казнённого татарами тверского князя, св. мученика Михаила, и сам король Владислав тяготел к русским обычаям и культуре, часто бывал в родном для него Великом княжестве Литовском, находившемся в непосредственном соседстве с северо-западными русскими землями.

Примечание

Кривцов и Мышкин никакого отношения к Пскову не имели, хоть некоторые материалы в интернете на этом настаивают. Летописи тому порука.

Вот сейчас нашла ещё:

Для многих набожных людей того времени это было плохим предзнаменованием, но Иван III предпочёл опираться на факты. Для расследования были приглашены мастера из Пскова, которые назвали причиной обрушения «нетвёрдый камень» и «неклеевитую известь».
В результате Кривцов и Мышкин были отстранены от строительства, а о дальнейшей их судьбе ничего не известно.

Отсюда: Молчаливый свидетель истории

Интернет – что скажешь...

Источники:

Каменная летопись Пскова

Происхождение шатровых храмов

Благовещенский собор

Псковские фрески в Кракове

Если покажется интересным, пожалуйста, давайте знать. Можно подписаться на канал. И подскажите, если что окажется не так или о чём еще надо будет написать. Спасибо.