Найти тему
Союз Многодетных

Особенные дети. Как помочь им социализироваться и занять достойное место в обществе

Установление зрительного контакта, распознавание социальных сигналов, эмоций других людей и соответствующая реакция на них – вот лишь некоторые из социальных навыков, необходимых для общения. Большинство людей осваивают их в раннем возрасте естественным образом, часто с разной скоростью. Но для детей с ограниченными возможностями обучение и развитие социальных навыков – это непростой процесс, который часто требует больших усилий, времени и специфических методов.

Родителям детей с ограниченными возможностями бывает тяжело наблюдать за тем, как их малыши пытаются учиться и адаптироваться. Нередко мамы и папы чувствуют сильное желание защитить ребенка от дразнилок или неловкости, которые могут возникнуть. Однако важно, чтобы дети развивали эти навыки естественным образом, так как от этого зависит, как они будут взаимодействовать с другими людьми в дальнейшей жизни.

Хотя не существует универсального метода для детей с ограниченными возможностями, есть некоторые вещи, которые вы можете попробовать, чтобы помочь вашему ребенку развить лучшие социальные навыки.

Рассмотрите возможность терапии один на один

Дети с нарушениями развития, такими как аутизм или синдром Аспергера, не способны уловить тонкие социальные сигналы и привычки повседневного общения. Поэтому простое знакомство вашего ребенка с другими людьми может оказаться бесполезным. Вместо этого вы можете обратиться в службу помощи детям с ограниченными возможностями и пригласить терапевта, который будет работать с вашим ребенком один на один.

Терапия один на один часто оказывается полезной для детей с ограниченными возможностями, особенно поведенческая терапия, которая основывается на убеждении, что любому поведению можно научиться. После проведения первичных наблюдений терапевт может разработать программу, учитывающую потребности и сильные стороны вашего ребенка, и тем самым способствовать его развитию. Это позволит вашему ребенку научиться социальным навыкам у того, кто способен помочь ему понять свое поведение и знает, как лучше всего поощрять хорошее поведение.

-2

Подкрепление позитивного поведения

Положительное подкрепление уже давно является эффективным методом поощрения хорошего поведения и стимулирования детей к развитию хороших привычек, особенно у малышей с ограниченными возможностями, которые часто не понимают, чего от них ждут и почему. Похвала и подкрепление социального поведения помогают форсировать их развитие и привить желаемые навыки.

Чтобы поощрять положительные социальные умения и поведение, вам нужно выбрать подходящее подкрепление. Это может быть визуальное, словесное или съедобное вознаграждение – любимое лакомство малыша, а также занятие, которое ему нравится. Как только вы нашли эффективное подкрепление, не забывайте вознаграждать им ребенка сразу же, когда он демонстрирует желаемое поведение.

Обязательно используйте различные подкрепления, чтобы было интересно и увлекательно. Если кажется, что подкрепление теряет свою эффективность, замените его другим поощрением, которое может понравиться вашему ребенку.

Создайте среду, которая поддерживает сильные стороны ребенка

Вашему малышу может понадобиться небольшой толчок, когда дело доходит до общения, поскольку дети с ограниченными возможностями часто бывают застенчивыми или напуганными, что мешает им сделать первый шаг в поиске друзей. Вы можете поддержать их, организуя свидания или привлекая их к участию в мероприятиях, в которых востребованы их сильные стороны.

Дети с особыми потребностями часто имеют определенные интересы. Следует использовать это, чтобы помочь им развить свои социальные навыки в той среде, где им комфортно. Если ваш ребенок любит читать, вы можете отвести его в детскую группу чтения или кружок по интересам в местной библиотеке. Если он интересуется игрой на каком-либо инструменте, стоит записать его на занятия музыкой.

Подчеркивание сильных сторон вашего ребенка в социальной среде поможет ему наладить контакт с другими людьми. Поскольку он находится среди детей со схожими интересами, это послужит отличной отправной точкой для позитивного взаимодействия. Кроме того, это поспособствует снятию первоначальной застенчивости или неловкости при социальном взаимодействии, поскольку ребенку будет легче говорить о том, что его интересует.

-3

Обсуждайте социальные сценарии с помощью наглядных пособий

Подготовка ребенка к социальным ситуациям очень важна. Беседы, в ходе которых вы обсуждаете возможные социальные сценарии, помогут вашему ребенку узнать больше о людях и выработать представления, необходимые для успешного взаимодействия в социальных ситуациях.

Следует говорить с ребенком о возможных социальных ситуациях, в которых он может оказаться, о том, как он станет отреагировать и будет ли его реакция адекватной. Чтобы помочь ему лучше понять ситуацию, подготовьте наглядное пособие, например, видео, рисунки или фотографии. Эти примеры сценариев позволят вашему ребенку узнать, чего ожидать и какие модели поведения следует развивать.

Моделируйте желаемое поведение

Дети могут научиться поведению или манерам, наблюдая за другими людьми. Когда они видят определенное поведение, они пытаются подражать ему. Поэтому, если вы хотите научить детей, как вести себя в социальных ситуациях, вы можете сделать это, показав им, как бы вы сами себя вели.

Для ребенка с ограниченными возможностями вам, вероятно, придется сделать еще один шаг вперед. Часто такие дети могут не понимают, почему кто-то ведет себя определенным образом, поэтому им нужно помочь интерпретировать это поведение. Для этого разбейте социальное взаимодействие на части и тщательно, поэтапно объясните его, чтобы ваш ребенок лучше усвоил определенные социальные навыки.

Используйте потенциал ролевых игр, чтобы ваш ребенок мог экспериментировать и осваивать новые социальные навыки в ситуации низкого риска. Это также позволит вам при необходимости мягко корректировать его поведение без стресса, связанного с реальным публичным социальным взаимодействием.

-4

Помочь детям с ограниченными возможностями развить свои социальные навыки реально, и они могут добиться значительного прогресса при правильном руководстве. Однако следует помнить, что это произойдет не сразу. Прогресс бывает медленным, и может потребоваться много проб и ошибок, прежде чем вы найдете правильный метод, который подойдет вашему ребенку. К счастью, приведенные выше советы являются хорошей отправной точкой.

Хотите видеть в своей ленте больше рекомендаций и лайфхаков по воспитанию детей – подписывайтесь на наш канал! Пишите свои мысли по теме в комментариях)

#особенные_дети #педагогика #психология #дети_с_ограниченными_возможностями